Византия

Византия

Первые столетия существования Византийского государства можно

рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения

византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма

и принципы христианства.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было

сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие

философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика

сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных

учений, иудаизма, манихейства. Однако

христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и

неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и

неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только

синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-

религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античные

философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и

то, что христианство не только боролось с античной философией, но и

использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства

со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между

христианским и античным миросозерцанием.

Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли

необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для

использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия

Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна

Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с

неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение

риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как

Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,

закладывают собственно фундамент византийской философии. Их

философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского

мышления. В центре их философии находится понимание бытия как

совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а

следовательно, мира и человека.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и

становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех

сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая

складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

Патристическая литература, библейская космография, литургическая

поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская

агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу

овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной

культуре.

Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение

к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с

античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему

символов. На смену античному представлению о героической личности,

античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих

на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не

надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего,

раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он

бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в

этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью

выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется

и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе

истории : на смену замкнутым историческим циклам античных писателей,

обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения

истории ранневизантийских историков и хронистов.

В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей

средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской

империи".

-----------------------------------------------------------------------

Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической

напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве

наблюдается удивительное смешение языческих и христианских идей,

образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с

христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры

рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей,

писателей, поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в

церковно-догматическом мышлении.

Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства

и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика

развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом

опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако

синтезировала и переосмысливала их в духе христианской идеологии.

Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий

спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем

пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и

человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские

мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили

много выше. Большое значение для установления византийского

эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как

прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота

естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека,

как бы "вторичная" по своему происхождению.

Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому и

восточнохристианскому художественному искусству. В ранний период в

византийском искусстве как бы слились рафинрованная платоничность и

трепетная чувственность позднеантичного импрессионизмас наивной, порой

грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм

долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда

византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций,

чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство

своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять

мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые

столетия ее существования. В Это время ощущается воздействие на

византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских

художественных традиций.

В IV-V вв. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные

традиции. Если классическое античное искусство отличалось

умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его

эстетический идеал воплощал гармоническое единство телесной и духовной

красоты, то уже в позднеантичном художественном творчестве намечается

трагический конфликт духа и плоти. Монистическая гармония сменяется

столкновением противополжных начал, "дух как бы пытается сбросить

оковы телесной оболочки". В дальнейшем византийское искусство

преодолело конфликт духа и тела, его сменила спокойная

созерцательность, призванная увести человека от бурь земной жизни в

сверхчувственный мир чистого духа. Это "умиротворение" происходит в

результате признания превосходства духовного начала над телесным,

победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского

исскуства отныне становится стремление художника воплотить в

художественном образе трансцендентную идею.

В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти

многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный

стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в

прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум

наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника,

также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

Расцвет византийского искусства раннего периода связан с