Сущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

Сущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3

1. Внешняя торговая политика ……………………………………… .…… 4

1.1 Протекционизм и фритредерство …………………………………… 4

1.2 Экспорт и импорт …………………………………………………… 4

2. Инструменты торговой политики ……………………………………… 6

2.1 Государственная политика и ГАТТ/ВТО ……………………………. 6

2.2 Тарифные методы регулирования …………………………………….7

2.2.1 Таможенный тариф на импорт ………………………….7

2.2.2 Таможенный тариф на экспорт ………………………… 8

2.2.3 Таможенный союз ………………………………………. 8

2.3 Нетарифные методы регулирования …………………………………. 8

2.3.1 Квотирование …………………………… .……………. 9

2.3.2 Добровольные экспортные ограничения………………. 9

2.3.3 Экспортные субсидии …………………………………. 10

2.3.4 Демпинг ………………………………………………… 10

2.3.5 Международные картели ……………………………… 10

2.3.6 Экономические санкции ………………………………. 11

3. Международное движение капиталов. ……………………………………. 12

3.1 Формы вывоза капиталов ……………………………………… .…. 12

3.2 Прямые зарубежные инвестиции …………………………… .……. 12

3.3 Оценка последствий использования иностранного капитала …… 13

4. Основные принципы торговой политики РФ …………………………… 15

5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России …………………… .… 18

6. Курская область. Перспективы развития экономики и внешнеэконо-

мических отношений ………………………………………………………… . 20

Заключение ………………… .………………………………………………… 25

Список использованных источников …………………………………………. 26

Введение.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые нацициональная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:

— международная торговля товарами и услугами;

— движение капиталов и зарубежных инве­стиций;

— миграция рабочей силы;

— межстрановая кооперация производства; ,

— обмен в области науки и техники;

— валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных экономических свя­зей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о состав­ных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и со­вершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее зна­чение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций.

Международный обмен все больше смещается от материализо­ванных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериа­лизованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими до­стижениями производственным и управленческим опытом, дру­гими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.

1.Внешняя торговая политика

1.1. Протекционизм и фритредерство.

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство ( концепция свободной торговли ). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

1.2. Экспорт и импорт

Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увели­чивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как парадокс — нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешне­экономические связи на макроэкономическое равновесие наци­ональных экономик?

В условиях открытой экономики внешние факторы — экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортиру­емые товары действительно потребляют ино­странные граждане, но экспорт дает импульс росту националь­ного производства, дохода и занятости. Анализи­руя закрытую экономику, мы исходим из того, что весь произве­денный национальный доход (Y) расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные расходы (G):

Y=С+I+G. (1)

Экспорт действует как составля­ющая совокупных расходов, наряду с потреблением (С), инве­стициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличи­вает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема про­изводства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать на­циональный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается как функ­ция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стра­не национального дохода, стимулируя тем самым производст­венную активность в другой стране. Таким образом, импорт, уве­личивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в формулу (1):

Y=C+I+G+X-M (2)

На первый взгляд выводы из этих уравнений для государст­венной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом верный. Однако при этом не стоит забывать, что экспорт одной страны — это импорт другой. Следовательно, ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли осуществимо.

Если импорт страны, согласно теории Кейнса, можно рас­сматривать как функцию ее собственного национального дохо­да, то экспорт предстает как функция национального дохода дру­гих стран. Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необ­ходимо учитывать покупательную способность партнеров, их же­лание приобретать вашу продукцию.