Что такое налог

Что такое налог

1. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие' новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об­ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо­шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными

актами.

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обяза­тельном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимае­мых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в по­следующие годы в нее были внесены существенные изменения. Поя­вились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функ­ций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответст­вующих органов представительной власти и местного самоуправле­ния в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения нало­ги подразделяются на прямые и косвенные.

Налоговая система России включает в себя различные виды на­логов. Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юри­дическими лицами) различных организационно-правовых форм, яв­ляются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке на­следования или дарения; налог на имущество физических лиц; реги­страционные курортные сборы и др.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взи­мании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические при­знаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отноше­ния, принято называть институтом финансового права или даже под­отраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержат­ся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налого­вые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образу­ет налоговое законодательство.

В настоящий период наблюдается процесс кодификации налого­вого законодательства, кардинального его обновления. Проект Нало­гового кодекса предусматривает снижение доли налога на прибыль и повышение доли косвенных налогов: акцизов и НДС; рост доли пря­мых налогов, уплачиваемых населением. Предусматривается уп­разднение части ныне действующих налогов, понижение налоговых ставок с одновременной отменой всевозможных льгот, количество налогов предполагается ограничить 30 налогами, установить исчер­пывающие списки региональных и местных налогов (в настоящее время существует около 200 местных налогов).

Предполагается упразднение всех целевых налогов, а также массы мелких налогов, затраты на сбор которых не покрывают получаемого дохода. Налог на ценные бумаги будет заменен взиманием государ­ственной пошлины на ценные бумаги. Отчисления в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, ме­дицинского страхования и занятости) будут объединены в социаль­ный налог. Проект Налогового Кодекса предусматривает введение некоторых новых налогов:

— 15-процентного налога на доходы от капитала (под налогооб­ложение подпадут дивиденды, доходы по ценным бумагам и про­центные доходы);

— единый налог на имущество для граждан и организаций, кото­рый будет взиматься с земли и связанных с ней построек, оцененных по рыночной стоимости, предельная ставка — 2% от стоимости иму­щества.

Проект Налогового кодекса предполагает коренные изменения взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов — будет введен механизм предъявления налоговым органам «требования об уплате налога», что позволит плательщику в случае несогласия оп­ротестовать такое требование.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взи­маемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложе­ния и сборов в Российской Федерации устанавливаются федераль­ным законом.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривает, что закон, устанавливающий какой-либо на­лог, должен иметь определенную структуру, содержать соответст­вующие элементы.

В законе указываются субъекты (плательщики) налога. Субъекта­ми налогообложения могут быть юридические (иные организации) и физические лица, которые в обязательном порядке подлежат поста­новке на учет в органах федеральной налоговой службы по месту их регистрации.

Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996г. № ВА-3-12/49 была утверждена Инструкция о порядке учета налого­плательщиков, в соответствии с которой разработаны Методические указания для государственных налоговых инспекций по заполнению «карты постановки на учет налогоплательщика-организации».

В литературе было высказано мнение, что понятию «субъект на­логообложения» близко по значению понятие «носитель налога». Понятие «носитель налога» используется в связи с тем, что при взи­мании определенных налогов возможно переложить тяжесть уплаты налога с субъекта налогообложения, который в соответствии с зако­ном обязан уплачивать налог, на другое лицо. Такая ситуация возни­кает при уплате акцизов, косвенных налогов, представляющих над­бавку в цене товара. Акциз в цене не выделяется, и его фактически оплачивает покупатель товара, хотя формально (юридически) его перечисляет в бюджет продавец товара.

В законе о налоге вторым элементом должно присутствовать ука­зание на объект налогообложения. Объектом налогообложения в теории финансового права иногда считают те юридические факты1, которые обусловливают обязанности субъекта уплаты налога: совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на терри­торию Российской Федерации; владение имуществом; вступление в права наследства; получение дохода и т. д. Понятие «объект налого­обложения», по нашему мнению, включает в себя указание не на ос­новании возникновения обязанности, а на наличие у субъекта нало­гообложения соответствующего права на предмет обложения. Предметом обложения являются те предметы материального мира, с которыми закон связывает налоговые последствия. Например, объектом налога на имущество является право собственности на соответствующее имущество (жилое строение, транспортные сред­ства), само имущество — предмет налогообложения. Однако законодатель использует, как правило, понятие «объект».