Налоговые правонарушения

Налоговые правонарушения

1.Причины возникновения налоговых правонарушений.

На территории Российской Федерации в настоящее время могут взиматься 48 видов налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, из них 19 федеральных, 6 региональных, 23 местных. Данный перечень определен статьями 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Налоговый кодекс Российской Федерации в статьях 13, 14, 15 части первой определил 28 видов налогов различных уровней, из них 16 федеральных, 7 региональных, 5 местных, Такая система налогообложения ввелась в действие со дня введения в действие второй части Налогового кодекса с 01 января 2001 года. Существенное снижение количества взимаемых местных налогов произошло с момента введения в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

До принятия Налогового кодекса ответственность за налоговые правонарушения определялась многими нормативными актами. В частности, Законом Российской Федерации от 27 ноября 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Законом РСФСР от 21 марта 1991 года № 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР», Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1006 « Об осуществлении комплексных мер по своевременному м полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 года № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1212 « О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения и другие.

Обилие разного рода налогов, взимаемых в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 2Об основах налоговой Системы в Российской Федерации», затрудняет работу бухгалтерских служб, Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, свои ставки и льготы, В связи с этим увеличивается вероятность совершения налогового правонарушения.

Законодатель определил следующие виды налоговых правонарушений:

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога.

2. Несоблюдение сроков представления налоговых деклараций.

3. Неправильное ведение бухгалтерского учета.

4. Деяния (действие, бездействие), которые не позволяют контролирующим органам проверять выполнение налогоплательщиком своих обязательств.

Причины возникновения налоговых правонарушений можно разделить на три условных категории:

1. Правовые.

Российское налоговое законодательство слишком объемно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того. В эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эта нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

2. Экономические.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия-производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за ее неконкурентноспособности. Следствием этого становиться неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

3. Моральные.

Моральными причинами является низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, в не последнею очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существования института налогового права, в более или менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет, За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию. Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Как видно из вышесказанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но объективного характера, что следует учитывать в сложившейся экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика налога уклоняться от уплаты налогов, Так, П.М. Годме выделяет несколько причин:

1.Политические.

Политические причины связанны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которого государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывает определённое противодействие данному процессу.

2.Экономические.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкции за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

3.Моральные.

Моральные причины уклонения от уплаты налогов состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

4. Технические.

Технические причины уклонения от налогообложения связанны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

2.Налоговые правонарушения.

2.1 Меры административной ответственности за налоговые правонарушения.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за нарушение налогового законодательства предусматривает привлечение должностных лиц и граждан к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Для налогоплательщиков законодательством предусмотрено больше составов правонарушений и ответственности за них, чем для иных участников налоговых правонарушений. Это обусловлено важностью правового положения налогоплательщиков, ведь, главным образом, государственный аппарат, да и сама налоговая система существует на поступающие от сбора налогов средств. Рассмотрим общие составы правонарушений, свойственные налогоплательщикам.

Неуплата или несвоевременная уплата налога, то есть неуплата к установленному законом сроку налога или уплаты налога позже установленного срока налогоплательщиком. Состав данного правонарушения нарушает положение пп.1, п.1, ст. 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Объектом данного правонарушения выступают установленные законом отношения по уплате налогов. Объективной стороной можно выделить противоправное деяние налогоплательщика в форме действие или бездействия. Субъективная сторона в случае неуплаты налога выражена в форме умысла, в случае несвоевременной уплаты правонарушение может быть совершенно без умысла.