Местные налоги
Местные налоги
План
Введение. 3
Классификация и порядок исчисления. 5
Изменение в классификации местных налогов. 6
Основные направления совершенствования местного налогообложения. 13
Заключение. 17
Список литературы 19
Введение
В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль местного самоуправления. Его эффективности во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем не менее можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств. На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели:
- Ужесточение налоговой дисциплины,
- Формирование цивилизованного института налогоплательщиков,
- Упрощение налоговой системы,
- Налоговое стимулирование производства,
- Развитие в стране муниципальных налоговых систем.
До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строилась преимущественно по политическим мотивам. В 1994 г. Российская Федерация перешла к новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов с соответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнями власти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.
Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления.
Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. В таких условиях нельзя мирится с тем, сто муниципальный бюджет, как и прежде, остается бесправным филиалом бюджета субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются «с верху» расходные нормативы, в результате чего по несколько раз в течение года изменяются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. В таких условиях трудно рассчитывать на стабильность местных бюджетов.
Сейчас важно перейти к таким действиям в формировании бюджетных и налоговых отношений, которые отвечали бы целям стабилизации экономики и гармонично сочетали дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Развитие местной налоговой системы, как и в целом налогообложения в России, требует совершенствования организации управления налоговыми и финансовыми службами. На сегодняшний день оправдалась передача прав по оперативному руководству Государственной Налоговой Службой и Государственным Налоговым Комитетом РФ Министерству по налогам и сборам России. Это позволило обеспечить четкую координацию и единую нацеленность всей налоговой деятельности, повысить качество контроля за эффективностью налогообложения, в том числе и на местах.
Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и реализация ее функций с помощью органов власти субъектов Федерации реально послужат укреплению Российской государственности.
Классификация и порядок исчисления.
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Характерными особенностями системы налогообложения являются:
Множественность налоговых платежей.
Преобладание в местном налогообложении прямых налогов.
Отсутствие ограничений при обложении местными налогами.
Отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ.
Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.
Невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» было установлено право местных органов на ведение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 22.12.92г. №4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось 5: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Изменение в классификации местных налогов
Из ранее установленных налогов сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. Местный налог на наследование или дарение заменяет ранее действовавшей региональный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Изменения в классификации местных налогов в 2001г. представлены в таблице.
Изменение в классификации местных налогов.
до 01.01.2001г.
после 01.01.2001г.
1. налог на имущество физических лиц
1. налог на имущество физических лиц
2. земельный налог
2. земельный налог
3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
5. курортный сбор
5. курортный сбор
6. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно – правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
6. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно – правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
7. налог на рекламу
7. налог на рекламу
8. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
8. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
9. сбор с владельцев собак
9. сбор с владельцев собак
10. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
10. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
11. сбор за выдачу ордера на квартиру
11. сбор за выдачу ордера на квартиру
12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
13. сбор за парковку автотранспорта
13. сбор за парковку автотранспорта
14. сбор за право использования местной символики
14. сбор за право использования местной символики
15. сбор за участие в бегах на ипподромах
15. сбор за участие в бегах на ипподромах
16.сбор за выигрыш на бегах
16.сбор за выигрыш на бегах
17. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
17. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
18.сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
18.сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
19. сбор за право проведения кино- и телесъемок
19. сбор за право проведения кино- и телесъемок
20. сбор за уборку территорий населенных пунктов
20. сбор за уборку территорий населенных пунктов
21. сбор за открытие игрового бизнеса
21. сбор за открытие игрового бизнеса
22. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
22. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
23. сбор за право торговли
23. сбор за право торговли
24. местные лицензионные сборы