Перикл. Афинская демократия
Перикл. Афинская демократия
Перикл родился в 492 г. до н.э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, а мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.
Как и у многих афинян из почтенных семей, у Перикла имелись достойные наставники. Музыке его учил музыкант и мыслитель Дамон, философии — известный греческий учёный Зенон.
Свой жизненный путь Перикл начал военным. «Он был храбр в походах и искал опасностей», — писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н.э. он появился на политической арене. В это время в Афинах разгорелась схватка между демократами — сторонниками правления большинства граждан — и аристократами, приверженцами правления немногих знатных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса — народа, возможно потому, что Алкмеониды всегда поддерживали демократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава — именно в демократическом устройстве государства.
Ступив на политический путь, Перикл подружился с Эфиальтом, вождём афинского демоса. Вместе они добились ослабления роли Ареопага, являвшегося не только высшим государственным советом и хранителем традиций, но и оплотом знати. Вступив в открытую борьбу с аристократами за влияние в Афинах, Перикл добился изгнанияих вождя Кимона. Его обвинили в измене. Вскоре после этого Эфиальт был убит единомышленниками изгнанника. В 461 г. до н.э. Перикл встал на место погибшего друга, и с этого момента начинается «век Перикла» — век, уместившийся в 32 года, но значительный, как целое столетие.
Итак, Перикл возглавил демократическую партию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём и авторитетом. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их любовь: устраивал обеды для бедных, дарилим одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, — подобные поступки были не в его характере.
Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выделился из числа афинских политиков. Он не оскорблял людей заносчивостью и не опускался до панибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился постоянно напоминать о себе. Наоборот, Перикл стал редко появляться на людях. «Его видели идущим лишь по одной дороге — на площадь и в Совет», — сообщает Плутарх. В Народном собрании он выступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассудительностью и завидным спокойствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обещал золотых гор. Он обратил на себя внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укрепления афинского государства.
Когда в 460 г. до н.э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из задач было укрепление Делосского морского союза. Так называлось объединение греческих городов во главе с Афинами, созданное в 478 г. до н.э. для борьбы с иранцами. Иранцы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н.э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ливийцам. Иранцы одержали победу, что очень встревожило афинян и их союзников.
Перикл перед лицом нависшей опасности предложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними по силе и величине флота. Делосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжавшуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 200. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства — из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос. Эта казна хранилась на острове Делос. Сославшись на угрозу нашествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н.э. Афины стали обладателями союзных денег, распоряжаясь ими по своему усмотрению.
Второй проблемой были отношения со Спартой. Она возглавляла Пелопоннесский союз, сложившийся во второй половине VI в. до н.э. и включавший древнегреческие полисы Пелопоннеса. В Спарте у власти стояла аристократия, и по всей Элладе её приверженцы видели в этом государстве защитника своих интересов. Взоры же всех сторонников демократического устройства были обращены к демократическим Афинам, которые оказывали им поддержку, расширяя при этом своё влияние и укрепляя могущество. Воспользовавшись неурядицами в Спарте, Афины вмешались в дела её союзников в Пелопоннесе. В 457 г. до н.э. началась война. Аристократы, сплотившиеся вокруг Спарты,
были встревожены усилением своих противников во многих городах. Война шла долго и с переменным успехом. В её ходе Перикл проявил себя как храбрый воин и рассудительный полководец. «Как стратег Перикл славился больше всего своей осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно, а исход его сомнителен», — писал Плутарх. Он часто удерживал граждан от необдуманных действий, спас Афины, когда они не были готовы отразить наступление вторгшихся в Аттику спартанцев. Перикл подкупил их военачальника, и тот отвёл войска. Всюду, где было возможно, Перикл устанавливал власть Афин.
Война завершилась в 445 г. до н.э. Тридцатилетним миром, который также называют «Перикловым», подчёркивая этим заслуги вождя афинян в его заключении. Он сумел убедить сограждан в том, что отказ от переговоров со Спартой и продолжение военных действий принесёт беды самим Афинам. Мир обязывал оба государства не вмешиваться в дела друг друга; Спарта признавала Афинский морской союз, а Афины отказывались от владений в Пелопоннесе. Но Перикл не был удовлетворён таким положением. Он мечтал видеть Афины центром Эллады, величайшим государством греческого мира, и пытался с этой целью созвать общегреческий «конгресс». Спартанцы, вовремя понявшие его замыслы, нарушили планы Перикла, но помешать ему укреплять могущество Афин в самих Афинах они не могли. В 444 г. до н.э., оценив заслуги Перикла перед государством, афиняне избрали его стратегом — главнокомандующим. Это звание он носил 15 лет. Влияние его противников — аристократов было подорвано войной со Спартой. Их вождь Фукидид был в 443 г. до н.э. изгнан из Афин. Перикл победил, и с этих пор 14 лет ему не было равных. «Афины достигли при нём высшего могущества. Он руководил массой, потому что приобрёл власть, не прибегая к недостойным средствам . и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей», — писал историк Фукидид.
За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, мечет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах». Перикл не был великим реформатором. Он только довершил то, что было сделано его предшественниками, Солоном и Клисфеном. Он добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, превратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охраняла бы своими законами права всех свободных граждан.
ПЕРИКЛ И АСПАСИЯ
Авторитет и влияние Перикла в Афинах были так велики, что даже его женитьба на гетере Аспасии не уменьшила его популярности.
Гетерами (греч. «спутницы», «подруги») в Древней Греции назывались образованные незамужние женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни. (Иногда словом «гетера» в Древней Греции называли женщин, торгующих собой.) Ремесло гетеры в Греции не считалось почётным, и к ним относились с пренебрежением. Не могло быть и речи о том, чтобы почтенный человек женился на гетере. Достойная греческая женщина росла, воспитывалась и всю жизнь проводила затворницей в гинекее — на женской половине дома. Она не посещала театр, не смела появляться в Народном собрании. Женщина даже не могла одна выйти на улицу — её обязательно сопровождал кто-нибудь из родственников или рабыня. Хозяйка не выходила к гостям, если в доме собиралось общество друзей её мужа. Тогда мужскую компанию развлекали гетеры.
Среди гетер встречались женщины блестящего ума, хорошо образованные, умеющие поддержать разговор поэтов и философов, разбирающиеся в политике и искусстве. Такой гетерой была Аспасия из Милета.
Аспасия славилась в Афинах красотой и умом. Выдающиеся политики и философы считали её женщиной незаурядной, а «Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми . чтобы послушать её рассуждения .» (Плутарх). Аспасия была прекрасной собеседницей, и говорят даже, что она была наделена ораторским талантом, который так ценили афиняне.
Перикл познакомился с Аспасией и был восхищён этой женщиной, которая сумела поставить себя так, что самые умные люди Афин считали за честь быть её друзьями. Он сделался частым гостем в доме гетеры, и вскоре всем стало ясно, что Перикл полюбил прекрасную хозяйку. И мало этого: по Афинам пронёсся слух — Перикл решил жениться на гетере Аспасии! Это оказалось правдой. Перикл развёлся с женой, и вскоре в доме стратега появилась новая хозяйка. Перикл слышал сплетни и пересуды за своей спиной, но нимало не беспокоился. Он знал, что никакие насмешки не умалят его заслуг перед государством. И потом, он слишком любил Аспасию, чтобы придавать значение скабрезным историям, которые о ней рассказывали его недруги.
Счастьем наполнился дом Перикла, когда в него пришла Аспасия. Рассказывали, что каждый день, уходя из дома, Перикл нежно прощался с женой и приветствовал её при возвращении, что было совсем не в традиции афинских мужей. Аспасия же, став женой стратега, не заперлась в гинекее, как полагалось замужней женщине в Афинах. Она продолжала принимать гостей, друзья Перикла стали и её друзьями. Для своего сына от брака с Аспасией — Перикла-мпадшего — стратег добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, который сам и ввёл: ведь Аспасия не была афинянкой.
В тяжёлые для Перикла дни нелегко пришлось и Аспасии. Именно на неё, зная, как много значит она для стратега, обрушили свой первый удар недруги Перикла. Аспасию обвинили в нечестивости, в том, что она, гетера, учит распутству афинских женщин. Перикл встал на защиту жены. Говорят, он плакал, убеждая судей в её невиновности. Аспасию удалось спасти от наказания, но радость уже не возвращалась в дом Перикла. Следом за нападками врагов пришли война и чума, унёсшая жизнь великого афинянина. До самой смерти Перикла Аспасия была рядом с ним, оставаясь заботливой женой и верной подругой.