Рональд Рейган: от актера до президента (политический портрет 40-го президента США до избрания его президентом)
Рональд Рейган: от актера до президента (политический портрет 40-го президента США до избрания его президентом)
Глава 1
Первые шаги в общественной деятельности. Работа в профсоюзе
В 1937 г. Рейган осуществил свою давнюю мечту: он начал работать киноактером в Голливуде. Киностудия “Уорнер бразерс” предложила ему первый контракт, гарантировавший занятость в течение 6 месяцев и предусматривавший возможное продление до 7 лет. Рейган остался в Голливуде на долгие годы, однако так и не стал сколько-нибудь выдающимся актером — он снимался в основном в фильмах, принадлежавших к категории “Б”, в отличие от фильмов категории “А”, т.е. изначально рассчитанных на второй экран или, в лучшем случае, на демонстрацию первым экраном, но “в нагрузку”, в паре с пользующимся зрительским успехом фильмом. В целом из 54 художественных фильмов, в которых он снялся на протяжении своей карьеры в кино, абсолютное большинство составили недорогостоящие, скороспелые и соответственно посредственные ленты, шедшие “вторым экраном”. Видимо, в глубине души Рейган чувствовал, что актера крупного калибра из него не получилось, и именно из-за своей неудовлетворенности и отсутствия сколько-нибудь обещающей перспективы он пошел в политику.
В 30-е гг. в Голливуде происходили бурные события, связанные с попытками создания киноактерами собственного профсоюза. Следует сказать, что отношение голливудских кинопромышленников к перспективе образования профессионального союза работников кино не отличалось от отношения любых крупных предпринимателей к созданию профессиональных союзов наемными работниками в любой другой отрасли экономики, т.е. было однозначно настороженным, если не негативным. Отсутствие профсоюза, стоящего на защите прав наемного труда, развязывало руки хозяевам студий, позволяя им беспрепятственно диктовать условия найма, определять размер материального вознаграждения за труд, продолжительность рабочего времени и времени, отводимого на отдых, и увольнять с работы тех, нужда в руках и способностях которых миновала. Еще в 1927 г. В Голливуде была образована Академия киноискусств и кинонаук, которую один из крупнейших голливудских киномагнатов, Луис Б. Мейер, основатель и совладелец киноконцерна “Метро – Голдвин – Мейер”, создавал с единственной целью — воспрепятствовать созданию эффективных профессиональных союзов голливудскими наемными работниками самых различных профессий. Расхожим утверждением тех лет, распространявшимся киномагнатами, было утверждение об общности интересов всех лиц, занятых в создании фильмов, и, следовательно, об их способности решать все затрагивающие их интересы вопросы без какого-либо вмешательства извне. В результате полностью подконтрольная киномагнатам Академия киноискусств обеспечивала угодное им решение практически всех вопросов, ставившихся наемными работниками отрасли, в число которых входили и все киноактеры независимо от их статуса и материального положения. Однако по мере роста популярности в стране нескольких десятков крупнейших “звезд” Голливуда возможность действенного влияния, а тем более давления на них со стороны кинопромышленников стала заметно падать. Актеры Голливуда стали выходить из-под контроля владельцев киностудий. Все чаще в ходе борьбы за свою независимость актеры использовали растущую конкуренцию между студиями, заинтересованными в привлечении к сотрудничеству наиболее популярных киноактеров.
Стремление актеров к созданию своего собственного профессионального союза, способного защитить их от произвола кинопромышленников, особенно проявилось в годы экономического кризиса 1929 — 1933 гг., когда под предлогом общего ухудшения экономического положения страны кинопромышленники Голливуда предприняли попытку на некоторое время снизить вдвое денежное вознаграждение актерам. Спустя четыре месяца после этого решения киномагнатов и руководства академии актеры образовали Гильдию киноактеров (июль 1933 г.), в которую на протяжении всего лишь нескольких месяцев перешли из академии тысячи киноактеров. Результатом столь небывалой солидарности всех наемных работников кино явилось официальное признание Гильдии киноактеров в качестве профессионального союза в мае 1937 г., т.е. еще до того, как Рейган появился в Голливуде.
В 1938 г. Рейган вступил в профсоюз и в первый раз пришел на собрание членов Гильдии киноактеров, где он был поражен не важностью и масштабом стоявших перед этим профсоюзом проблем, а присутствием на собраниях многих знакомых и популярных в Голливуде лиц. В 1941 г. Рейган оказался уже членом правления профсоюза. Его самолюбию очень льстило, что ему довелось оказаться рядом с блистательными голливудскими “звездами”, также являвшимися членами правления. В этих условиях говорить о каком-нибудь влиянии Рейгана на деятельность гильдии в первые годы его пребывания в профсоюзе не приходилось. Он просто присутствовал на заседаниях правления и внимал тому, что говорили его более опытные и влиятельные члены.
Рейган возвратился в Голливуд после демобилизации в самый разгар междоусобной борьбы за влияние, развернувшейся с участием двух голливудских профсоюзов. Межнациональный альянс работников театральной сцены и киномехаников не брезговал никакими средствами для нанесения удара по престижу своего конкурента — Конференции студийных профсоюзов, пользовавшейся в Голливуде репутацией “левого” профсоюза. Незадолго до этого ставший президентом Межнационального альянса Рой Брюер решил, что самым сильным ударом будет обвинение Конференции студийных профсоюзов в том, что ее деятельностью “руководят коммунисты”. Возмущенное необоснованными обвинениями руководство конференции объявило забастовку с участием всех своих членов. Эти-то события и совпали с демобилизацией Рейгана и восстановлением его на посту члена правления Гильдии киноактеров. Свое отношение к враждующим между собой профсоюзам Рейган определил без каких-либо сложностей, сразу же встав на сторону того из них, который был связан с владельцами киностудий, т.е. Межнационального альянса.
В отличие от первых лет пребывания Рейгана в Гильдии киноактеров занятая им на этот раз позиция не могла не оказать влияние на тактику гильдии в этом столкновении двух профсоюзов: к этому времени он уже был одним из руководителей гильдии. Для него не составило большого труда незамедлительно вынести свое суждение о сложившейся ситуации: “План коммунистов в отношении Голливуда был необыкновенно прост. Он заключался попросту в том, чтобы завладеть кинопромышленным бизнесом . с целью создания колоссальной всемирной пропагандистской базы”. Вместе с тем Рейган определил и роль Гильдии киноактеров — она должна была стать непреодолимым препятствием на пути осуществления зловещих планов “международного коммунизма” по завладению Голливудом. Прежде всего следовало очистить и гильдию от нежелательных элементов — ведь “коммунисты проникли повсюду”. В апреле 1947 г. Рейган и его жена Джейн Уайман секретно передали Федеральному бюро расследований фамилии по крайней мере шести ее членов, состоявших, по их убеждению, в подозрительных связях с коммунистами. Это был всего лишь один из эпизодов продолжавшегося долгие годы тайного сотрудничества Рейгана с ФБР, в секретных архивах которого он фигурировал как тайный агент Т-10. Почти 25 лет жизни Рейгана были связаны с Гильдией киноактеров сначала в качестве члена, а затем президента ее правления (он избирался президентом пять лет подряд, с 1947 по 1951 г., а в шестой раз был избран после продолжительного перерыва в 1959 г.) и по крайней мере 17 лет из них он состоял тайным агентом ФБР.
В 1947 г. Рейган стал президентом Гильдии киноактеров. Решающим фактором в избрании его на этот пост явилось то, что в голливудских кругах он все еще продолжал слыть либералом, хотя такое мнение о нем сложилось скорее на основе его собственных заявлений о себе и своих взглядах, чем в результате каких-либо конкретных действий с его стороны. Тем, кто только понаслышке знал о политических симпатиях и убеждениях Рейгана, казалось естественным и закономерным, что именно он, либерал и демократ, должен отстаивать интересы своих коллег-киноактеров в руководящем органе гильдии. Не обладавший еще в те годы прочными личными, а тем более финансовыми связями с кинопромышленниками, Рейган казался вполне подходящей фигурой на пост президента гильдии. Его поддержали многие из его коллег, числившиеся в местных “левых”. Однако эта репутация Рейгана как либерала просто ввела в заблуждение многих людей. С самого начала он не испытывал никаких сомнений по поводу того, с кем будет он сам. Рейган был “источником” — консультантом для антипрофсоюзных журналистов и прессы, снабжая их конфиденциальной информацией, полученной им в ходе закрытых собраний. Взамен Рейгану оказывались особые услуги и поддержка со стороны как правой прессы, так и хозяев студий. Став президентом гильдии, Рейган решительно и безоговорочно принял сторону хозяев голливудской киноиндустрии и, объединившись с другими ярыми антикоммунистами в руководстве гильдии, принял решение о вступлении в тесный союз с Межнациональным альянсом работников театральной сцены против Конференции студийных профсоюзов. Под давлением объединенных сил Гильдии киноактеров и Межнационального альянса Конференция студийных профсоюзов, обвиненная в прокоммунистической деятельности, вскоре прекратила свое существование. Рейган не только не скрывал свое участие в создании условий, приведших к ее ликвидации, но даже бравировал своей ролью. Чем глубже он проникал в мир профессиональной политики, тем консервативнее и жестче становилась его позиция. Его все чаще и чаще видели в обществе сильных мира сего, могущественных хозяев голливудской киноиндустрии, с которыми он уже на равных обсуждал меры по обузданию излишне активной, по мнению владельцев киностудий, деятельности отдельных профсоюзов и решал судьбу тех из своих коллег-актеров, которые не понимали всей важности борьбы с “засильем коммунистов в Голливуде”.