Правление князя Владимира I
Правление князя Владимира I
План реферата
1) Первые времена правления
а) Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле
б) Языческая реформа
в) Внешняя политика
2) Крещение Руси
а) Преимущества христианства
б) Крещение князя Владимира
в) Христианизация Руси
г) Значение христианства для Руси
3) Внутрення политика и борьба с печенегами
4) Кончина князя Владимира и итоги его правления
Первые времена правления
Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле.
Еще до своего второго похода в Болгарию Святослав принял решение о разделе владений между сыновьями: на Киевское княжение был посажен старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась Древлянская земля; младший Владимир, сын Ольгиной ключницы Малуши был отправлен в Новгород. Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
И первое время после смерти Святослава никто из братьев не пытался оспорить отцовское завещание. Черная кошка пробежала между Святославичами после того, как Олег во время охоты убил сына могущественного воеводы Свенельда. Отец не простил гибели сына и употребил все свое влияние, чтобы руками Ярополка наказать своего врага. В 977 г. киевская рать совершает поход в Древлянскую землю, который закончился победой киевлян. Юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега). Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, поспешил бежать из Новгорода "за море", т.е. в Скандинавию. Но через три года, в 980 г., он возвращается с варяжской дружиной и прогоняет посадников Ярополка. Затем, явно ища ссоры со старшим братом, он сватается к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда, уже обещанной Ярополку. Отказ, облеченный к тому же в оскорбительную форму (Рогнеда назвала Владимира "робичичем", т.е. сыном рабыни), решил судьбу Полоцкого княжества: "И приде Володимер на Полотеск и уби Рогволда и сына его два и дчерь его поя жене (взял в жены)".
Но это было для Владимира лишь первой пробой сил. Из Полоцка он двинулся уже непосредственно на Киев. И здесь он проявил себя непревзойденным мастером политической интриги. Владимиру удается переманить на свою сторону киевского воеводу Блуда, который убедил своего господина без боя сдать Киев и бежать в город Родня. А когда в осажденной крепости начался голод, Ярополк, опять-таки по настоянию Блуда, решился идти на переговоры к Владимиру, где и был предательски убит его дружинниками.
Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем великим".
Теперь, когда Киев был у его ног, перед Владимиром встала необходимость расплачиваться с наемниками-варягами. Но и тут он ловко вышел из положения. Владимир всячески затягивал сбор "окупа", пока варяги не потеряв терпение, не решили предпринять поход на Царьград. Владимир горячо поддержал их в этом намерении, но одновременно предупредил греков о скором прибытии непрошенных гостей с тем, чтобы им была подготовлена "достойная" встреча. Проблема выплаты "окупа" была решена самым радикальным способом.
Языческая реформа
Итак, путь к великокняжескому престолу проложили Владимиру ветераны его отца, ратовавшие за восстановление позиций язычества и новые походы. И первые годы его правления оправдали чаяния дружины. Утвердившись в Киеве, Владимир возводит рядом со своим теремом капище, посвященное главным славянским богам - Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши. Изображение небесного патрона воинов было исполнено с особой пышностью: голова Перуна была серебрянной, а усы - золотыми. Подобное же капище построил в Новгороде дядя Владимира Добрыня, направленный туда посадником великого князя киевского. Данная акция, именуемая в историографии "языческой реформой", была, по сути дела, попыткой противопоставить христианству унифицированную общегосударственную религию с иерархией богов, возглавляемой небесным покровителем князя и дружины.
Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней мере в Киеве).
Áóäó÷è ÿðûì ÿçû÷íèêîì, Âëàäèìèð ñòàë ñèëüíî òåñíèòü õðèñòèàí, êîòîðûõ â Êèåâå ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå äîñòàòî÷íî ìíîãî, ïðè÷åì åùå ñî âðåìåí Èãîðÿ îíè èìåëè ñâîé ñîáîðíûé õðàì - Ñâÿòîãî Èëüè.
"Íî ñèÿ Âëàäèìèðîâà íàáîæíîñòü - ïèøåò Êàðàìçèí - íå ïðåïÿòñòâîâàëà åìó óòîïàòü â íàñëàæäåíèÿõ ÷óâñòâåííûõ. Ïåðâîþ åãî ñóïðóãîþ áûëà Ðîãíåäà, ìàòü Èçÿñëàâà, Ìñòèñëàâà, ßðîñëàâà, Âñåâîëîäà è äâóõ äî÷åðåé; óìåðòâèâ áðàòà, îí âçÿë â íàëîæíèöû ñâîþ áåðåìåííóþ íåâåñòêó, ðîäèâøóþ Ñâÿòîïîëêà (îêàÿííîãî); îò äðóãîé çàêîííîé ñóïðóãè, ×åõèíè èëè Áîãåìêè èìåë ñûíà Âûøåñëàâà; îò òðåòüåé Ñâÿòîñëàâà è Ìñòèñëàâà; îò ÷åòâåðòîé, ðîäîì èç Áîëãàðèè, Áîðèñà è Ãëåáà ( ïî äðóãîìó èñòî÷íèêó èõ ìàòåðüþ áûëà ãðå÷åñêàÿ öàðåâíà Àííà). Ñâåðõ òîãî, åæåëè âåðèòü ëåòîïèñè, áûëî ó íåãî 300 íàëîæíèö â Âûøåãîðîäå, 300 â Áåëãîðîäå, è 200 â ñåëå Áåðåñòîâå. Âñÿêàÿ ïðåëåñòíàÿ æåíà è äåâèöà ñòðàøèëàñü åãî ëþáîñòðàñòíîãî âçîðà, îí ïðåçèðàë ñâÿòîñòü áðà÷íûõ ñîþçîâ è íåâèííîñòè. Îäíèì ñëîâîì, Ëåòîïèñåö íàçûâàåò åãî âòîðûì Ñîëîìîíîì â æåíîëþáèè".