II. Основная часть. Роль личности Сталина в истории
России.
II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.
II.2. Роль Сталина в истории России.
Ш. Заключение.
I. Вводная часть.
I.1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность личности.
ичность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль.
Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке мы можем встретить выделение и описание трёх компонентов личности:
Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему взаимодействующих потребностей и интересов из которых складывается мировоззрение личности, т.е. другими словами говоря, направленность личности – это система её отношений к окружающему миру, это мотивы поведения личности.
Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему способностей и склонностей, которую обеспечивают в каком-то виде деятельности.
Стиль поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент и характер. В системе характера можно выделить в первую очередь моральные качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых – волевые качества.
Личность является в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека, как члена общества находится в сфере влияния различных отношений и прежде всего экономических трудовых отношений, которые складываются в процессе производства материальных благ.
-2-
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Фаза становления личности:
· Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
· Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
· Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
-3-
I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.
доказательство возможности влияния личности на историю целесообразно обратиться к мнению на этот счёт известной личности К. Маркса.
Он, в своём письме к Кугельману говорит: «История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения».
В наших условиях такая случайность, как характер человека, стоящего во главе движения, во главе партии и рабочего класса, играет поистине роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей в своих руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки раз более мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного государства, в условиях безраздельного господства в стране одной партии и гигантской централизации всего партийного руководства роль генсека огромна. Его личные качества приобретают исключительное политическое значение.
Именно поэтому Ленин в своем «Завещании» придавал такое исключительное значение личным качествам генсека, именно поэтому Ленин, зная личные качества Сталина, настойчиво в своем «Завещании» подчеркивал необходимость снятия Сталина с поста генсека и замены его более подходящим для этой роли лицом.
Ленин в своем завещании писал:
-4-
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от товарища Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.».
«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью», - говорит далее Ленин.
Сталин, комментируя «Завещание», по обыкновению с помощью софизма, сводит всё дело к грубости, отвлекая внимание от других своих качеств, о которых Ленин говорил. Между тем именно эти качества и имеют решающее значение.
Теперь перейдём к более подробному анализу личностных качеств и жизнедеятельности генерального секретаря.
-5-
II. Основная часть.
II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.
Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-1953), один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения; теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Член КПСС с 1898 года. Участник Революции 1905-1907 годов в Закавказье. В 1912-1913 годах - член Русского бюро ЦК, сотрудник газет «Звезда», «Правда». Один из руководителей Октябрьской революции в Петорограде. С октября 1917 года нарком по делам национальностей, нарком государственного контроля, РКИ. Член ЦК партии с 1917 года, Политбюро ЦК с 1919. С 1922 Генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1941 председатель СHК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий; один из организаторов антигитлеровской коалиции.
Сыграл видную роль в построении социализма в СССР, в разгроме троцкизма, правого оппортунизма, в организации победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Вместе с тем допускал теоретические и политические ошибки, грубые нарушения социалистической законности, отступления от ленинских норм партийной и государственной жизни.
В 11 лет Иосиф поступил в духовное училище. Там он изучил русский язык, который навсегда остался для него чужим, и стал атеистом. Из низшей духовной школы молодой атеист перевелся, однако, в духовную семинарию в Тифлисе. Его пер-
-6-
вые политические мысли были ярко окрашены национальным романтизмом. Сосо усвоил себе консперативную кличку Коба, поимени героя грузинского патриотического романа. Близкие к нему товарищи называли его этим именем до последних лет; сейчас они почти все расстреляны. Уже в те годы товарищи отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот накликал на себя «беспощадную вражду».