М. М. Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность
М. М. Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность
Сперанский, граф Михаил Михайлович.
Я считаю, что Сперанский Михаил Михайлович был главным государственным деятелем времен правления Александра I и Николая I (1772-1839).
“Сперанский несомненно является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть”.
Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино. В семь лет он был отдан во владимерскую духовную семинарию. После окончания школы был переведен в главную александро-невскую семинарию, которую закончил на отлично в 1791 году. Сперанский преподовал такими предметами как физика, математика и красноречье. Затем стал обучать в семинарии философии. Через некоторое время Сперанский женился на Елизавете Андреевне Стивенс, но в 27 лет потерял ее, она ушла из жизни. После же Сперанского одалели мысли покончить жизнь самоубийством, но его желание погасили обязанности перед дочерью и перед своими убеждениями, которые он мечтал осуществить в дальнейшей жизни. 19 марта 1801 года Д. П. Трощинский взял Сперанского к себе в помошники и назначил стат-секретарем. Сперанский и Трощинский вместе хотели осуществить такие теории как:
1. о свободном пропуске едущих в Россию и отъезжающих из нее;
2. отмена запрещения на вывоз за границу хлеба и вина;
3. отмена запрещения ввозить частных типографий, запрещенных при Павле, и дозволение им печатать книги и журналы;
4. манифест о восстановлении жалованных грамот дворянству;
5. манифест о восстановлении городового положения и грамоты, данной городам;
6. манифест об уничтожении тайной экспедиции и об облегчении участи преступников;
7. указ президенту Академии наук о непринимании для напечатанья в ведомостях объявлений о продаже людей без земли;
8. указ Сенату о представлении ему особого доклада о правах его и обязанностях;
9. образование комиссии составления законов и др.
В скоре Сперанский был назначен начальником экспедиции по части гражданской и духовной, по мимо своей прежней обязанности стат-секретаря. "Трощинский поручал Сперанскому, независимо от его обязанносей по Совету, составления всех манифестов, указов и пр., которыми так обиловало начало царствования Александра I".
Сперанскому нередко приходилось докладывать государю вместо гр. Кочубея, из-за его слабого здоровья. И поэтому за много лет государь смог оценить таланты Сперанского и решил в 1807 году взять его ссобой на встречу с Напалеоном. Показав себя на встрече с наилучшей стороны Сперанскому было поручено в 1808 году составление политической реформы. Сперанского начали занимать изучением различных статей связанных с предметами высшего управления. А Государь вечерами проводил время со Сперанским над чтениями различных сочинений, реформ и тп. также на темы высшего управления. Вскоре на основе всех этих знаний Сперанскому удалось составить план всеобщего государственного образования. Переросший вскоре в задумку плана положений реформы. Работа создавалась настолько быстро что в октебре 1809 года весь план лежал на столе Александра. Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т. к. не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России. Однако проект встретил упорное сопротивление в высших кругах. Столкнувшись с сильным противодействием, Александр I отклонил одобренный им ранее план Сперанского. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. Вскоре план государственного преобразования графа М.М.Сперанского был напечатан, изданием "Русской мысли".
3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в всеоющей истории, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.
Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом устанавливался твёрдый порядок законодательства:
1. он один их рассматривает;
2. ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во - первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.
Была учреждена государственная концелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.
Позже 8 сентября 1802 года Кочубей был назначен Министром внутренних дел а Сперанский главным его помошником. Теперь Сперанский и Кочубей являлись главными приближенными императора и основателями кружка в котором сосредоточилась вся власть и сила. Пять лет с 1802 - 1807 года пробыл Кочубей в должности министра внутренних дел, и в сотрудничестве со Сперанским сделав немало благово вошедшее в историческое значение. В министерстве были составлены и проведены такие мероприятия как:
1. указ о вольных хлебопашцах;
2. положение о евреях;
3. разрешение вольного соляного промысла;
4. преобразование медицинского дела;
5. одесское porto franco;
6. почтовое преобразование;
Я считаю что Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности.
Вслед за преобразованием минестерства Сперанский задумал рассмотрение нового проекта о преобразовании сената. Он запланировал теорию о разделении сената на два самостоятельных учереждения: сенат правительствующий и сенат судебный. Сперанский считал что законодательная сила не может пренадлежать сенату. "В настоящих установлениях наших сие непосредственно принадлежит государю в его свете. Если бы в какой либо эпохе бытия нашей империи и можно бы предпологать необходимость установить особое законодательное сословие на началах, общему доверию более свойственных, то установление сие не может быть вмещено в сенат, ибо это равносильно преобразованию судебного и исполнительного сословия в законодательное,и, превратить сенат в законодательное сословие, вместе с тем должно учредить другие два совсем новые установления, из коих одно должно быть средоточием верховного суда, а другое верховного исполнения, ибо, еще раз приметить должно, три сии установления ни в каком государстве благоустроенность не могут быть сливаемы во едино. Но время ли посышлять ныне в России о законодательном сословии в истинном его разуме, ныне в трудном положении финансов, в трудном сопряжении политическом и в совершенном недостатке всякого рода положительных законов и учреждений. Когда же сие время настанет, когда не прихотями илиподражанием, но силою и движением обстоятельств империя наша придет в сию эпоху: тогда, как все статьи установления сего будут готовы, трудно ли будет приложить им приличное время? И должно ли ныне в неопределенном ожидании сей эпохи оставлять настоящее устройство сената в его безсилии и смешении единственного для того, чтобы сберечь и сохранить имя его для других установлений?" Этот проект заключал в себе все указы и различные законположения. По нему был составлен исторический и краткий очерк. Дела которые должны были рассматриваться в правительствующем сенате, Сперанский разделил на три категории: