Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - поистине универсальный гений -поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний : ботаник, оптик, зоолог, минераловед ), государственный деятель.
Родился 28 августа 1749 года в старом имперском городе - Франкфурте на Майне в семье зажиточного бюргера . Выдающиеся способности, широта интересов позволили Гёте стать одним из образованнейших людей своего времени. В Лейпцигском университете, куда он поступил в 1765 году занимается юриспруденцией и филологией .Там строго осуждалось его родное наречие и он испытывал всяческие притеснения.
В Лейпциге начинается его литературная деятельность. Первые лирические стихотворения и драмы (пастораль “Каприз влюбленного” 1769 год , комедия “Совиновники” 1768-69 ) написаны в стиле галантной поэзии рококо. В совершенно иной манере написаны “Три оды моему другу Беришу” (1767),
Ода первая
Садовник ! пересади
Этот прекрасный куст !
Жалко его оставлять
В почве бесплодной.
Крепок он от природы-
Этим одним и жив
Там, где земля скупится,
Там, где гноится воздух.
Взгляни! Весной он весь
В серебристо-зеленых листьях,
Их апельсинный запах -
Яд для гнуса .
Ода вторая
Пора! Уходишь-
Иди! Так надо.
Тут не житье
Тому, кто честен.
Смрад от болот
И осенняя сырость
Тут слились-
Нераздельно, навеки.
Тут плодятся
Гады и гнусы;
Тут- разгул
Их разбойничьей злобы;
Тут- похотливый
Огнежалящий змий
Выполз на берег
Погреться на солнце .
Ода третья
Будь бесчувствен!
Да не дрогнет сердце
В этом и без того
Неверном мире.
Бериш! Гони с лица
Улыбку весенних дней,
Чтоб не знавать ему
Свирепости зимних бурь.
Тщетной была б мечта,
Что от беды спасут
Вздох девичьей груди,
Рукопожатье друга .
в них Гете впервые использовал вольные ритмы нерифмованного стиха . После вызванного болезнью двухлетнего пребывания в родном городе Гёте в 1770 году отправляется для продолжения образования в Страсбург. Здесь он оканчивает университет, близко сходится с И.-Г. Гердером, теоретиком движения “Бури и натиска” , борющееся за объединение Германии, и в последующие годы возглавляет это движение.
Многообразие поэтического дарования Гете проявилось в том, что наряду с прославлением титанизма он создал необыкновенную по красоте чувств задушевную лирику. Таковы его “Зезенгеймские песни” вдохновленные любовью к дочери сельского пастора. Любовные песни Гете знаменовали решительный разрыв с рассудочной поэзией 18-го века.
Отсутствие сил способных сокрушить отживающий феодальный строй, вызвало кризис и распад движения “Бури и натиска”. Первым понял безнадежность штюрмерского бунтарства Гете. Это побудило его совершить поступок, вызывающий осуждение многих прежних друзей и поклонников поэта : в ноябре 1775 года он, на которого смотрели как на врага феодалов, принял приглашение владетеля мелкого Саксен-Веймарского герцогства Карла Августа, стал его придворным и министром.
Не оставил он и литературных занятий, но характер его творчества резко изменился. В стихотворении “Ильменау”,
Привет отчизне юности моей !
О тихий дол, зеленая дубрава !
Раскройте мне свои объятья снова,
Примите в сень раскидистых ветвей !
Пролейте в грудь бальзам веселья и любви.
Да закипит целебный ключ в крови !
Не раз, гора, к твоим стопам могучим
Влеком бывал я жребием летучим.
Сегодня вновь мой новый юный рай
На склонах мягких обрести мне дай !
Как вы, холмы, эдема я достоин:
Как ваш простор, мой каждый день спокоен.
И пусть забуду, что я здесь, как там,
Обречены живущие цепям,
Что сеет селянин в песок зерно свое
И строит притеснителю жилье,
Что тяжек труд голодный горняка,
Что слабых душит сильная рука.
Приют желанный, обнови мне кровь,
И пусть сегодня жить начну я вновь .
написанном ко дню рождения герцога в 1783 году, Гете выразил в конце надежду на то, что герцог позаботится о благосостоянии народа и его владениях. Именно эта мечта о просвещенном абсолютизме хотя бы на малой территории и побудила Гете обосноваться в Веймаре.
Обстоятельства сложились так, что и в личной жизни Гете его стремления натолкнулись на препятствия. В Веймаре он полюбил придворную даму Шарлотту фон Штейн, которая была старше его, замужем и имела детей. Отвечая на чувства поэта, она, однако, положила им предел, не допуская окончательного сближения. Любовь, не получавшая полного удовлетворения, была мучительна для Гете, но он долго мирился с этим положением. С наибольшей поэтической силой и с достаточной ясностью характер отношений Гете с любимой женщиной выражен в стихотворении “Warum gabst du uns die tiefen Blicke .”.
О, зачем твоей высокой властью
Будущее видеть нам дано
И не верить ни любви, ни счастью,
Как бы ни сияло нам оно!
О судьба, к чему нам дар суровый
Обнажить до глубины сердца
И сквозь все случайные покровы
Постигать друг друга до конца !
Сколько их, кто, в темноте блуждая,
Без надежд, без цели ищут путь,
И не могут, о судьбе гадая,
В собственное сердце заглянуть,
И ликуют, чуть проникнет скудно
Луч далекой радости в окно .
Эта любовь наложила отпечаток на творчество поэта.
В 1786 году Гете с разрешения герцога, но тайно от всех, даже от Шарлотты фон Штейн, уехал в Италию, где провел около двух лет. Он жил там среди художников и сам усердно занимался живописью, одновременно заканчивая начатые в Веймаре литературные произведения.
Поездка в Италию ознаменовала новый перелом в жизни Гете. В нем возродилась творческая энергия, и он вернулся в Веймар, чтобы зажить по-новому. Это проявилось в его разрыве с Шарлоттой фон Штейн. Гете взял в свой дом двадцатитрехлетнюю работницу Кристиану Вильпиус и жил с ней, не вступая в церковный брак. Ослабли связи с герцогским двором, Гете отошел от его дел, оставив себе лишь заботу о просвещении и руководство театром. Отныне он занимается только литературой, искусством, театром, а также наукой, расставшись с прежними многочисленными служебными обязанностями.
Замечательнейшим поэтическим итогом происшедшего перелома стали “ Римские Элегии” (1788-1790)-
О моей поре счастливой
Рассказать теперь должны вы.
Камень, речь поведи ! Говорите со мною, чертоги !
Улица, слово скажи ! Гений, дай весть о себе !
Истинно, душу таят твои священные стены,
Roma aeterna ! Почто ж сковано все немотой ?
Кто мне подскажет, в каком окне промелькнет ненароком
Милая тень, что меня, испепелив, оживит ?
Или, сбившись с пути, не узнал я дорогу, которой
К ней бы ходил и ходил, в трате часов не скупясь ?
Обозреваю пока, путешественник благоприличный,
Храмы, руины, дворцы, мрамор разбитых колонн.
Этим скитаньям конец не далек. В одном только храме,
В храме Амура, пришелец кров вожделенный найдет.
Рим ! О тебе говорят:” Ты - мир”. Но любовь отнимите,
Мир без любви - не мир, Рим без любви - не Рим.
собрание стихотворений, написанных с использованием эротической поэзии древнеримских лириков. Возлюбленная, воспетая Гете в этих стихах, - образ собирательный. В ней воплощена память о любовных радостях, испытанных Гете в Италии, и чувства, возбужденные Веймарской возлюбленной. Откровенная эротичность элегий вызвала осуждение и отчуждение со стороны светского общества и даже близких Гете людей.
Все переменилось, когда в 1794 году Гете сдружился с Фридрихом Шиллером (1759-1805), поселившемся в Веймарском герцогстве. То был союз двух творческих личностей, в котором каждый сохранял присущие ему взгляды, но оба сошлись в том, что отсутствие условий для преобразования социальной жизни не означает, что можно сидеть сложа руки. Они считали, что необходимо создавать такие произведения, которые содействовали бы общему подъему духовной культуры народа.