В 1992г.,всего через год и 18 дней после провозглашения независимости России, на биржах труда были зарегестрированы первые десятки тысяч безработных.Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с переходом к рыночной экономике. Безработица - наличие определенного количества трудоспособного населения, не имеющего постоянного места работы,- это объективная реальность рыночной экономики, для которой, на ряду с другими рынками,характерен рынок рабочей силы. Положение России усугубляется тем, что прежние механизмы поддержания относительного соответствия между спросом и предложением рабочей силы разрушенны, а новые не созданы. Поэтому именно в ближайшие 2-3 года проблема безработицы, с которой население десятилетиями не сталкивалось,а правительство только начинает знакомиться на практике, будет наиболие остра. Со временем и число безработных сократится и меры социальной защиты тех кто временно лишился работы станут более эффективными. Но в сегдняшней России проблема безработицы, впервые после 1930 году, когда была закрыта последняя биржа труда, из области теоретической вновь становиться все более суровой реальностью.
К началу 1993 года было зарегестрированно лишь около 500 тысяч безработных, то к ноябрю цифра увличится в 2 раза. В отдельных региональных на одно место претендуют до 10-ти граждан не имеющих постоянной работы. В ряде регонов Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и в некоторых республиках безработица достигает 7-10%,а в районах, где велик приток беженцев и имеются предприятия, разрушенные военными действиями, более 30% трудоспособного населения безработны. По данным Федеральной службы занятости в первом полугодии 1993 года на одного работающего в государственном сектореприходилось по 18 дней отпуска по инициативе администрации предприятий и организаций.
По эксперементальным оценкам полная или частичная безработица в разных регионах коснулась не мение 5-7 млн. человек ( т.е. 7-10% трудоспособного населения).
При проведении жесткой кредитно-финансовой политики численность незанятых лиц, признанных безработными может значительно увеличится и коснуться массовых профессий отраслей материального производства ( слесари, швейники, текстильщики).
Только при проведении приватизации в десяти ведущих отрослевых комплексах народного хозяйства, по оценкам Госкомимущества России, высвобождение работников достигло 1 млн. человек, а в результате конверсии в военно-промышленном комплексе еще более 0.5 млн. человек.
В связи с этим при разработке комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по смягчению социальных последствий проводимых реформ для сферы занятости населения необходимо иметь четкое представление о вероятных источниках безработицы, которые уже существуют, и тех которые могут проявить себя в недалеком будущем.
Несмотря на развертывание информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица будет постоянно действующим фактором и ее масштабы будут существенно возрастать. Если некоторое время назад ( совсем недавно) "портрет" безработного можно было представить в виде женщины старше 40 лет, имеющей высшее или среднее специальное образование, работавшей в сфере интеллектуального труда и на государственной службе, то теперь состав безработных заметно помолодел.
Пока можно говорить о переходном характере безработицы. Нынешняя безработица еще не отражает общих процессов функционирования рыночной экономики, она является результатом развала ранее существовавших институтов и структур.
И все же безработица имеет гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического развития.Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективности занятости. Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и пристижа высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего потому, что при высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная защита и дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования безработицы как общественного риска, за который отвечает государство в качестве главного работодателя и предприятие.
При нынешней мизерной заработной плате, экономическом хаосе и дифиците на потребительском рынке, который съедает добытую прибавку на
ТАБЛИЦА № 1
Сравнение доходов населения, фиксируемых социальным мониторингом и государственнной статистикой:
Показатели
1994
1995
фев.
апр.
июль
сент.
нояб.
янв.
март
средняя з/п по народному хозяйству на 1го работника (в тыс. руб.) (стат.)
145
172
221
253
287
303
362
средний основной и дополнительный денежный доход(в тыс. руб.) ( монит.)
141
149
208
242
246
317
300
основной и дополнительный доход рабочих (в % к з/п )( мониторинг)
97
87
94
96
87
105
38
среднедушевой доход населения(в тыс. руб.) (стат.)
115
159
201
240
281
310
408
среднедушевой доход семей (в тыс. руб.) (мониторинг)
84
90
123
138
166
180
187
среднедушевой доход семей (в % к з/п)( мониторинг)
73
57
61
58
59
58
46
рост цен содержание на предприиятии излишек работников, не заинтересованных в высокой трудовой отдаче рабочих мест, сдерживает процессы структурных перемен роста эффективности трудоустройства, что непосредственно влияет на заработную плату и социальные выплаты на предприятии. Установлено, что чем больше излишек рабочей силы на предприятии, тем хуже отношение к труду, выше потери рабочего времини, ниже дисциплина. В результате каждое второе предприятие сократило свои штаты.