Цесаревич Алексей

Цесаревич Алексей

П л а н

Вступление

Семья цесаревича

Личность Алексея Николаевича в

воспоминаниях современников .

Если Алексей выжил (гипотетическая личность)

Претендент

Заключение .

Приложение .

Список литературы .

Вступление

В 1998 году в Санкт-Петербурге вышла книга „Спасение царевича Алексея“, авторы которой попытались реконструировать расстрел семьи последнего российского Императора. Распространено мнение, что все члены царской семьи погибли в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Несмотря на это, вывод авторов книги: скорее всего сын Императора, царевич Алексей, остался в живых…

Так как никто не подозревал, что у царевича была возможность спастись, до сих пор не было сделано серьезных попыток достоверно описать личность Алексея Николаевича.

В своей работе я хотела восстановить основные черты личности цесаревича и представить, каким человеком мог он стать, если бы действительно остался в живых.

Работая над рефератом я использовала в основном воспоминания современников Алексея Николаевича, достаточно близко знавших цесаревича и его семью (2, 4, 5, 7, 8, 10, 14). Основным источником были воспоминания Пьера Жильяра (2), наставника Алексея и учителя великих княжон. Эти воспоминания особенно интересны, т.к. Жильяр сопровождал цесаревича во все его поездки, жил вместе с семьёй Императора. Будучи наставником наследника престола, Жильяр оказывал достаточно большое влияние на Алексея Николаевича.

Также я использовала воспоминания таких людей, как Мосолов — начальник канцелярии министра двора (4), Шавельский — протопресвитер русской армии и флота (5), Панкратов — комиссар временного правительства по охране царской семьи (8) и другие.

В числе источников был дневник Императора Николая Александровича (3) за 1916 -1918 года и его переписка с Императрицей Александрой Фёдоровной (12). Дневник написан очень сжато, туда заносились только основные события дня, но тем не менее с его помощью я смогла представить себе быт в Царской Семье. В письмах Николай Александрович более раскован. Читая их, несложно понять отношения в Царской Семье.

Были использованы произведения Барбары Бернс (9) и Роберта Масси (6).Несмотря на то, что авторы не являлись современниками Алексея Николаевича, при создании книг использовалось огромное количество документальных данных, причем часть из них приводится авторами.

Остальная литература (книги 11, 13, 15, 16, 17) в основном о расстреле Царской Семьи. С помощью этих книг я смогла понять, какие сейчас существуют мнения об убийстве Императора и его семьи и о возможности спасения кого-то из членов семьи.

Семья цесаревича

На развитие личности человека огромное влияние оказывает его семья. Поэтому, для воссоздания основных черт личности цесаревича Алексея Николаевича, важно изучить условия жизни, отношения в семье, в которой он жил.

Царская семья отличалась атмосферой любви и взаимопонимания. Записи в дневнике Николая Александровича, например, свидетельствуют о том, что Император и Императрица, „Папá“ и „Мамá“, очень любили проводить время со своими детьми (записи за 7.02.1917: „Вечер провели вместе“ , 10.03. „Вечер провели вместе“ , 18.03. „Вечер провели семейно“ ). Так, Николай Александрович почти каждый день гулял с ними, причем эти прогулки бывали достаточно продолжительными (записи за 2.01.1917: „Обошел весь парк с дочерьми“, 5.01.: „…погулял с Татьяной и Марией“, 6.01.: „Погулял с Татьяной и Марией“, 13.01.: „Днём сделал хорошую прогулку с Ольгой и Марией“, 16.01. „Гулял полтора часа с О[льгой], М[арией], и А[настасией]“ и т.д Всего за январь 1917 года 18 аналогичных записей)

По вечерам родители часто читали детям вслух (1.01.17.: „Вечером читал вслух“, 3.01.: „Читал вслух“, 4.01.: „Вечером почитал вслух“, 6.01.: „Вечером читал вслух…“ и т.д., всего за январь 1917 года 9 аналогичных записей). Иногда Император собирал с детьми puzzle (30.01.1917.: „После вечерних бумаг делали puzzle“ 31.01. „Вечером делали puzzle“, 3.02.: „Сидели и собирали вместе puzzle“).

Кроме того часто устраивались семейные спектакли. Причем в них участвовали не только дети, но и сам Император. Подготовка к представлениям, репетиции начинались заранее. Николай Александрович переписывал все роли, а потом разучивал их с участниками ( 23.11.1917.: „Переписывал из книги свою роль для будущего нашего представления франц. пьесы Les deux timides. К вечеру окончил эту работу — пришлось полторы тетради, сшитые из двух“ . ,28.11.: „После чая перечитали каждый свою роль из Les deux timides . “14.01.1918.: „ Перед обедом сыграли свою пьесу [ Les deux timides ] по-настоящему. “ ,т.е. пьеса была сыграна только через 2 месяца после начала подготовки. Всего с первого января по первое апреля 1918 года было сыграно 8 спектаклей, причем 2 из них дважды повторялись)

Также организовывались семейные просмотры фильмов, кинематограф (12.01.1917: „В 6 час. был кинематограф “, 5.10. : „Вечером Алексей устроил нам свой кинематограф“ , 15.10. : „Вечером домашний кинемат [ограф] “).

Пьер Жильяр вспоминает о роли цесаревича в жизни семьи: „…[он] был центром этой тесно сплоченной семьи, на нём сосредоточивались все привязанности, все надежды. Сёстры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображённым, это был луч солнца, освещавший и вещи, и окружающих“ (2, стр. 65). По-моему, не требует комментариев.

Отец мальчика, Император Николай II, особенно любил находиться с сыном. Это показывает, например, запись в дневнике Императора, сделанная во время разлуки с цесаревичем: „Пусто показалось в доме без Алексея“ (3, стр. 498).

Когда Николай Александрович был назначен главнокомандующим армии, он должен был достаточно часто ездить в Ставку, в город Могилев. И в первую же поездку Император берет с собой Алексея. Вот что вспоминает об этом Георгий Шавельский, протопресвитер русской армии и флота: „В Ставке Наследник поместился во дворце с отцом. Спальня у них была общая — небольшая комната, совершенно простая, без всяких признаков царской обстановки… Завтракал [Алексей] всегда за общим столом, сидя по левую руку Государя. При хорошей погоде он участвовал в прогулке и обязательно сопровождал Государя в церковь на богослужение“ (5, стр. 360). Т.е. Николай Александрович старался проводить с сыном как можно больше времени.

Во время ареста Император сам взял на себя преподавание царевичу истории и географии (8, стр. 27, 28), хотя была возможность пригласить для этого учителя. Причём Николай Александрович каждый раз отмечает уроки в своём дневнике (например, 17.04.1917. „С 12 час. до завтрака дал Алексею урок географии“, 19.04. „От 12 час. до завтрака сидел с Алексеем на уроке из русской истории”, 20.04. „…давал урок географии Алексею“, 23.04. „…занимался с ним [Алексеем] русской историей“ и т.д. Всего за апрель 1917 года 8 аналогичных заметок)

На любовь отца мальчик отвечал взаимностью. „Летом у Наследника было… развлеченье, которое обнаруживало… его нежную привязанность к своему отцу. Утром перед выходом Государя к утреннему чаю Алексей Николаевич становился с ружьем „на часах” у входа в палатку, отдавал по-военному честь входившему Государю и оставался на часах, пока Государь пил чай. При выходе последнего из палатки Алексей Николаевич снова отдавал честь и уже после этого снимался с „часов“ (5, стр. 363).

Мать цесаревича, Императрица Александра Фёдоровна, почти не расставалась с мальчиком (так, первая её разлука с ним произошла в октябре 1915 года, когда Наследник первый раз поехал с отцом в Ставку). Ведь гемофилия — болезнь, которой страдал Алексей Николаевич — могла унести жизнь мальчика в любой момент, стоило ему только удариться или порезаться. Поэтому Императрица не могла расстаться со своим ребенком „без тревожной мысли, увидит ли она его вновь живым“ (2, стр. 135).