Цивилизация и Великие исторические реки

Цивилизация и Великие исторические реки

Введение

Человеческая история представляет не что иное, как длинный ряд примеров того, как условия среды и очер­тания поверхности нашей планеты оказывали благо­творное или задерживающее влияние на развитие чело­вечества. Так, например, океаны, которые являются в наше время орудием международного единения и путем торговых и идейных сношений, некогда вселяли в чело­вечество только чувство ужаса и служили средством разъединения народов.

Изрезанные побережья, образующие бесчисленные полуострова и заливы, характерные для Греции, без со­мнения, оказали огромное влияние на развитие древ­них эллинов и способствовали прогрессу мореходства и развитию культуры этой страны. Многочисленные полуострова и заливы Великобритании способствовали также развитию английского народа и сделали из Англии мор­скую державу. Но что значат и какое влияние имеют эти изгибы берега в настоящее время, когда достаточно для парохода несколько часов, чтобы пройти то расстояние, по которому корабли Одиссея блуждали в течение многих лет. Какое значение имеют теперь естественные гавани, когда человек может на песчаном берегу, неког­да недоступном для больших кораблей, создавать такие искусственные порты, куда могут входить океан­ские пароходы?

Таким образом, географическая среда не оказывает своего влияния в одинаковой степени всегда и посто­янно. Ее влияние не происходит с фатальной необхо­димостью. Поражающий пример изменения физико-географической среды мы видим в Месопотамии - в древней области, где протекают реки Тигр и Евфрат. Некогда в этой благословенной долине культурные племена благодаря искусственному орошению и кана­лизации достигли того, что земля давала урожаи много раз в год. Когда Месопотамия была завоевана арабами, для которых родной стихией была песчаная степь с редкой и тощей растительностью, Ме­сопотамия мало-помалу превратилась в пустыню: ара­бы постарались придать ей вид родной Аравии, они вырубали леса, не поддерживали запруды, оставляли без ремонта каналы, и постепенно пески покрыли пло­доносные земли.

Таким образом, главную причину и характер соци­альных учреждений и цивилизации данного народа мы не должны искать всецело только во влиянии окружа­ющей среды; характер цивилизации и социального строя зависит главным образом от того способа приспо­собления к условиям окружающей среды, какой прак­тикует данный народ.

Это положение верно и по отношению к рекам, как и ко всем другим органам нашей планеты. Ценность и полезность рек изменялась самым странным образом. Прежде всего, все реки, протекающие в полярных областях или находящиеся значительную часть года скованными льдами, как Печора, Обь, Енисей, Лена и др., текут, как бы, вне исторической зоны, за пределами истории. Точно так же в тропической области, там, где естественные географи­ческие условия не способствуют в сильной мере разви­тию в человеке энергии и где, следовательно, народы едва вышли из стадии первобытного состояния, реки имеют также только второстепенное значение в жизни людей. Так, самая большая река на Земле — Амазон­ка — протекает почти по необитаемым областям. На­конец, самая большая река умеренного пояса — Мис­сисипи, — играющая огромную роль в экономической жизни Соединенных Штатов, ранее не имела никакого значения для индейцев, так как, живя охотой, они не нуждались в этой реке.

Однако, не приписывая влиянию рек на человека никакого таинственного и фатального характера, тем не менее, необходимо признать тот факт, что с начала истории цивилизация Старого Света зародилась и раз­вилась на берегах больших рек, между 20 и 40 граду­сами северной широты. Нил в своем нижнем течении, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы были колыбелью цивилизации и своими ежегодными разли­вами являлись учителями прибрежных жителей.

С первых проблесков зари исторических времен эти реки наложили на жителей, населявших их берега, своего рода ярмо исторической необходимости: народы, обитавшие в бассейнах этих рек с самого начала своего существования были прочно привязаны к цивилизации и прогрессу.

В своей книге Лев Мечников прекрасно изложил раз­личные исторические периоды, берущие начало в бас­сейнах названных рек. Он пишет, как эти различные, узконациональные культуры, постепенно смешиваясь друг с другом, способствовали зарождению средиземноморской цивилизации: на западе — цивили­зации, охватившей Малую Азию и Западную Европу, а на востоке — цивилизации Китая и Японии. Наконец, автор говорит нам о начале «мировой» цивилизации, океанической, интернациональной, которая охватила не только народы Европы, но и народы Америки и Ав­стралии.

Нил

Нил – одна из крупнейших рек мира. Именно этой реке Египет обязан своей историей. Каким же образом история этой страны так тесно переплетается с историей Нила, что даже можно сказать, что Нил создал Египет.

Не испытывая благодетельных воздействий ниль­ских разливов, почве Египта пришлось бы мучиться от засух и медленно, под действием горячих ветров, превращаться в безжизненную пустыню.

Но, к счастью для египтян и всего человечества между Нилом и Красным морем высится горный массив Абиссинии, привлекающий дождевые облака и испаре­ния Индийского океана. Когда солнце вступает в зенит нашего северного полушария, в этой горной стране раз­ражаются с необычайной силой тропические ливни; всего за несколько часов образуются огромные потоки, отрыва­ющие большие куски скал и прокладывающие себе рус­ло в ущельях и долинах.

Река Собат, самый южный из нильских притоков, уже носит до известной степени характер периодическо­го абиссинского потока; Голубой Нил и Атбара находят­ся уже в полной зависимости от времен года. Только благодаря их периодическим половодьям Нил выходит из берегов и оплодотворяет страну во всех тех местах к югу от первого порога, где это допускается понижением берегов.

Воды Нила, прозрачны и свет­лы, а воды Атбары и Голубого Нила приносят из своей родной страны особый черный осадок, который река и распределяет в виде удобрения слоями по всей долине. После того как река снова войдет в свое обычное русло, обитателям Египта ничего более не остается делать, как рассыпать семена по жирному грязному илу и ждать пока они взойдут.

Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону. Конечно, Нил — бес­спорное благо для жителей Египта, потому что он «со­здает лучшую пищу», вызывает к жизни раститель­ность, которой питаются животные, приготовляет «жертвенные приношения для всех богов» и т.д., но, для того чтобы стать благом, разлив Нила должен до­стигнуть высоты шестнадцати футов, а это случается далеко не каждый год. Общая сумма условий, произво­дящих разлив, слишком сложна, чтобы здесь не играла роли случайность. Тем более, что достаточно всего только трех футов нехватки до нормального уровня в высоте воды и появится на сцену та жизненная картина, о которой говорит Библия в преда­нии о тощих коровах.

Раньше, чем одарить египтян своими дарами, Нил подвергал их тяжким испытаниям. Дикие племена и орды всех цветов кожи, пришедшие на берега Нила, прежде чем перейти к тесной солидарности и пользо­ваться благами цивилизации, гибли целыми массами от голода, нищеты и болезней, невзирая на изумительные природные богатства нильской долины.

Поддерживать в реке постоянное русло; распростра­нять оплодотворяющее начало по возможно более широ­кой поверхности при помощи ирригационных каналов; устраивать поперечные плотины, заставляющие воды задерживаться на долгое время над почвой и спокойно осаждать свой ил; укреплять и защищать места, из­бранные для поселения, от опасности быть снесенными слишком сильным разливом; сооружать приспособле­ния для поднятия воды в места, куда не достигает раз­лив; наконец, когда уровень воды начинает понижать­ся, облегчать регулярный спад воды с тем, чтобы не ос­тавалось луж и болот, испарения которых могли бы за­ражать воздух, — вот полная программа необходимых работ, которые древние египтяне должны были испол­нять, чтобы пользоваться естественными благами ниль­ских разливов. Вот почему древним египтянам пришлось выполнить и завершить работу по заво­еванию почвы.