Цусимское сражение 14 мая 1905г.

Цусимское сражение 14 мая 1905г.

План

1. Вступление

2. Краткое описание похода 2-й тихоокеанской эскадры

3. Соотношение сил перед боем

4. Стратегическое положение русских военно-морских сил до и после падения Порт-Артура.

5. Описание боя главных сил русского и японского флотов

6. Судьба каждого русского корабля (кратко)

7. Анализ всех наиболее важных причин и некоторых спорных причин, из-за которых потерпел поражение наш флот

8. Заключение

9. Основные выводы из реферата (наиболее важные)

10.Приложение

АДМИРАЛ ХЕЙХАТИРО ТОГО

(1848-1934)

перед самой войной с Россией в 1903 году стал командую­щим Объединенным флотом. Бессменно руководя им в сра­жениях русско-японской войны. Того после Цусимы был удостоен всех высших наград Японии и стал начальником Главного морского штаба. В 1911 году вместе с генералом Ноги он посетил Англию и США, где встречался с высшими руководителями этих стран.

В первую мировую войну знаменитый адмирал, возраст которого уже приближался к 70, не имел никаких значитель­ных официальных постов, но участвовал в принятии боль­шинства важнейших решений, связанных с флотом. Он стал одним из воспитателей наследника престола - будущего императора. После окончания войны Того вышел в отставку и отошел от дел, дожив до 29-й годовщины Цусимского сражения. Он умер 27 мая 1934 года. Того родился в1848 году в Кадзия (провинция Сатсума), получив имя Накогоро, которое в 13 лет сменил на Хейха-тиро. Его юность была связана с могущественным кланом Сатсума: в 20 лет он поступил в только что открывшуюся морскую контору этого клаца, а через два года в 1869 году на борту боевого корабля "Касуга" участвовал в сражении с кораблями другого феодала - Токугава. В 1871 году Того поступил в морское училище в Токио, а уже в феврале следующего года вместе с 11 другими кадетами был послан в Англию, где провел 7 лет. За это время он совершил кругосветное путешествие на "Хэмпшире", получил образо­вание в Кембридже и наблюдал в Гринвиче за постройкой одного из первых японских броненосцев - "Фусо". В 1879 году на другом построенном в Англии корабле "Хиэй" он вернулся в Японию. В следующем году Того получил чин капитан-лейтенанта, и к 1882 году стал помощником коман­дира "Амаги". Через 3 года 38-летний Того сам стал коман­диром этого корабля, а в 1887 году был произведен в > „; [капитаны 1-го ранга. До 1894 года он несколько раз менял места командира крейсеров "Асама" и "Нанива" и началь­ника базы Курэ. Командуя "Нанива", Того участвовал в 'японо-китайской войне 1894 года, потопив в самом ее начале транспорт "Коушинг" и отличившись в бою у реки Ялу. В 1896 году 48-летний Того стал начальником высшей воен­но-морской школы, а еще через два года, в возрасте 50 лет, получил чин вице-адмирала. Во время боксерского восстания 1900 года в Китае командовал японской экспедиционной эскадрой, а затем был начальником базы в Майдзуру, и утвержден в должности начальника Главного морско­го штаба и назначен генерал-адъютантом. Много сделав для успешного похода русской эскадры к берегам Японии, в Цусимском бою прокомандовал немногим более часа, пол­учив несколько серьезных ранений. В полубессознательном состоянии был переведен с флагманского броненосца "Су­воров" сначала на миноносец "Буйный", затем на "Бедо­вый", который сдался утром 15 мая 1905 года у острова ^ Дажелет. После возвращения в Россию в мае 1906 года Ц уволен со службы "по болезни". Летом того же года ^P^-JJI дан на специальном суде по делу о сдаче "Бедового". Приняв Д на себя всю вину за Цусиму и беспощадно громя свое бывшее начальство, Рожественский на короткое время, до заката революции 1905-1907 гг., стал едва ли не кумиром револю­ционных сил России. Скончался З.П. Рожественский от вне­запного сердечного приступа в ночь на новый 1910 год -почти на четверть века раньше своего победителя.

ВИЦЕ-АДМИРАЛ З.П.РОЖЕСТВЕНСКИЙ

(1848-1909)

Ровесник своего противника, Зиновий Петрович Рожественский с юности связал свою жизнь с военным флотом. В 17 лет он - кадет Морского корпуса, по окончании которого Рожественский прошел курс Михайловской артиллерийской академии, завершив свое 8-летнее образование в 1873 году. Участвовал в войне с Турцией 1877-1878 гг. На вооруженном пароходе "Веста" побывал в бою с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд", за что награжден орденом Святого Геор­гия.

Рожественский стал первым командующим только что образованного болгарского флота. В следующие 15 лет он служил в разных должностях на берегу и боевых кораблях, получив к 1894 году чин капитана первого ранга и командо­вание крейсером "Владимир Мономах", В 1899 году в том же чине стал начальником учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. Замеченный царем и высшим военно-морским руководством, 53-летний Рожественский стал де­лать стремительную карьеру, став в 1902 году контр-адмиралом, начальником Морского штаба и адъютантом Николая II. В апреле 1904 года адмирал был назначен начальником 2-й Тихоокеанской эскадры, на посылке которой он наста­ивал на совещании высшего военного руководства России в присутствии царя в августе того же года. Уже находясь на пути к Цусиме, Рожественский был произведен в вице-адмиралы.

Прошло уже 94 года с того весеннего дня 14 мая 1905г., когда произошло 1 - е в XX веке морское сражение, название которого стало с тех пор синонимом разгрома - Цусима. Эта битва была последним штрихом в неудачной русско-японской войне, сделав победу в ней практически невозможной. Интерес к этому сражению по-прежнему очень велик, это и неудивительно, поскольку Цусима занимает в военно-морской истории видное место. Единственное генеральное сражение эпохи додредноутского броненосного флота по своей решительности и результатам привлекает внимание многих писателей, исследователей, интересующихся историей военно-морского флота. По подсчетам специалистов, сражение в корейском проливе занимает второе место после Ютландского боя, по количеству посвященной ему литературы. Но количество, как известно, не всегда обеспечивает качество, и история Цусимы - яркий пример. Обычно основную массу литературы по любому сражению поставляют сами бывшие противники. Однако оба участника боя менее всего были заинтересованы в истине. Японцы провели всю войну под завесой тайны и не хотели, чтобы их опытом кто-то воспользовался. Русская сторона поступила не лучше, предавшись безудержной критике всего, что было связано с флотом. Наиболее интересные материалы были собраны британскими наблюдателями, находившимися при эскадре Того, лично наблюдавшие сражение и имевшие доступ к японским материалам. Но доклад английского военно-морского атташе Пэкинхэма, так и не был опубликован в прессе. Сложившаяся ситуация привела к тому, что в качестве исходного материала используется очень узкий набор литературы. Во-первых, это официальная и русская история войны на море: «Описание военных действий на море 37г.г.-38». В этой книге имеется уникальный материал, характеризующий все передвижения японского флота в ходе и после сражения. Но, к сожалению в этой книге, нет анализа боевых действий. А в русской официальной истории замечено желание как можно скорее миновать это сражение, не вдаваясь в подробности. Однако ещё есть «Неофициальная литература». В ней можно выделить такие книги как: «Цусима» А.С. Новиков-Прибой, «На Орле в Цусиме», автор В.П. Костенко, и «Цусимский бой» из трилогии расплата капитана 2-го ранга Семёнова. Документальный роман бывшего баталёра «Орла» стал книгой для миллионов. Однако в этой книге очень мало достоверных фактов. Слишком сильно критикуется наша артиллерия, техника, адмирал, корабли. Некоторые описания, слишком преувеличены. Вообще в ней нет объективной оценки событий и боя. В этой и других художественных и документальных книгах, кроме иностранных и русских научно- исследовательских, преувеличено, количество снарядов, попавших в броненосец «Орел», неверно что Рождественский, выполняя маневр, забыл о сзади идущих судах и это послужило гибелью броненосца «Ослябя». Во всех книгах, посвященных «Цусиме», авторы приводят различные причины из-за которых русские потерпели поражение. Порой приводятся самые невероятные причины и предположения. Но, однако, хотелось бы отметить что наиболее вероятные причины приводят иностранные исследователи и некоторые наши, которые не в пример нашим писателям более объективно рассматривают поражения русского флота. Чтобы рассмотреть все те причины, действительные и мнимые, которые привели к поражению русского флота, вернемся к истории русско- японской войне и Цусимскому бою.