Язычество восточных славян и его элементы в православии
Язычество восточных славян и его элементы в православии
План
1 Вступление.
2 Историография.
3 Язычество, как первая ступень религиозных верований.
4 Восточнославянская религия и её особенности.
а) Места поклонения.
б) Обряды.
в) Черно-Божие и Бело-Божие.
г) Верховный Бог славян.
д) Представления о загробном мире.
5 Языческая религия и славянская мифология.
6 Судьба языческих верований после принятия Христианства.
7 Заключение.
1.Вступление
Тема моего реферата звучит “Язычество восточных славян и его элементы в Православии”. Я выбрал эту тему по нескольким причинам.
Во-первых, она недостаточно разработана. Религия пропитывала жизнь наших предков, она оказала влияние на формирование русского менталитета, и потому незнание её и непонимание равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом.
Во-вторых, сведения на эту тему не систематизированы, а те, которые мы имеем, зачастую противоречивы. В работах историков присутствуют различные мнения по одному и тому же вопросу.
И наконец, религия наших предков была оригинальной и самобытной. Если в средней школе уделяется достаточно внимания изучению религии Древней Греции и Рима, то казалось бы естественным изучать и религию своих предков, но этого не происходит.
Итак, религия восточных славян нуждается в изучении и осмыслении.
2. Историография
Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность источников.
Дело в том, что не были исследованы многие летописи и документы на древнеславянском языке, которые находились в монастырях. Постепенное нахождение и перевод таких источников обогащало информацию о религии наших предков.
Но произошла революция. Уничтожались храмы, гибли священнослужители, опустошались монастыри. В погоне за церковным золотом были разграблены монастырские книгохранилища. Много документов на древнеславянском языке было утрачено навсегда. Возможно, мы так никогда и не узнаем того, что знали средневековые летописцы.
Позднее советская историческая наука не считала религию важным фактором, влияющим на историю народа, и о ней писали мало. Марксисты писали о язычестве лишь как о древней, примитивной религии, не отвечавшей новым феодальным отношениям в обществе, и потому замещённой христианством.
Но и в то время появлялись труды, посвящённые этой теме, например “Язычество древних славян” Рыбакова Б.А., изданная в Москве в 1997 году, где автор рассказывает о язычестве на территории России, Украины и Белоруссии и его происхождении.
Лишь в последнее время из-за деидеологизации истории появляются книги, в которых авторы серьёзно исследуют религию древних славян. Таковой является, например, книга “Языческая мифология славян” Волошиной Т.А. и Астапова С.Н., изданная в Ростове-на-Дону в 1996 году, в которой рассказывается о сохранившейся части мифологии славян, книга Марии Семеновой “Мы- славяне!”, изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году, она содержащая данные о религиозных представлениях, культуре и быте наших предков, а также “Энциклопедия славянской мифологии” Е.Глушко и Ю.Медведева, которая описывает славянских Богов и мифологических существ. Другими современными источниками являются книги “Славянское язычество - Боги, духи и нечистая сила” А.Кожевникова, изданная в Казани в 1994 году и “Божества древних славян” Фаминцына, изданная в Санкт-Петербурге в 1995 году.
Интересным источником является также книга Сергея Парамонова (псевдоним – Лесной), впервые вышедшая в 60-ых годах в Канаде тиражом в 2000 экземпляров, и впервые изданная в России лишь в 1995 году в Ростове-на-Дону. В этой книге повествуется о летописи, найденной в 1919 году в одном из разграбленных имений полковником армии Деникина Изенбеком. Она представляла собой дощечки, испещрённые неизвестными письменами. Будучи в мирное время художником и участником археологических раскопок, Изенбек заинтересовался ими.
После долгих мытарств Изенбек поселился в Брюсселе, где в 1925 году познакомился с Миролюбовым Ю.П., который во время случайного разговора услышал о существовании дощечек и заинтересовался ими, вскоре стал понимать неизвестный алфавит и занялся дешифровкой. У него сохранились копии текста. Сам же Изенбек умер во время оккупации Брюсселя в 1941 году, и дощечки были утеряны, скорее всего, навсегда.
Летопись, содержавшаяся на дощечках, была написана в разное время языческими авторами. Она описывает события примерно от 650 года до Н.Э. до последней четверти девятого века. Она упоминает Рюрика и главным образом Аскольда, но ни слова не говорит об Олеге. Этим самым время её написания установить сравнительно очень точно. Авторы, будучи язычниками, в частности, описывали своих богов и поклонение им.
В своей книге Лесной дает комментарии к тексту летописи, в том числе у него есть и глава, посвящённая религии.
3. Язычество, как первая ступень религиозных верований
Для того, чтобы рассмотреть язычество славян, требуется уяснить, что такое язычество вообще.
Язычество, это термин, возникший в церковной среде и первоначально означавший всё дохристианское и нехристианское; им покрывалась ведическая
гимнография Индии, и литературно обработанная мифология Древней Греции, и годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, и шаманство сибирских охотников.
Своя, оригинальная религия каждого народа - это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубины тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий. В то же время таковая отражает нравственные, умственные и духовные качества данного народа.
В “Большой советской энциклопедии” (Москва, 1983г.) дано следующее определению язычеству : ” Традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляется термин “Политеизм” (“Многобожие”)”.
Религия славян имела ряд особенностей, о которых мы будем говорить в следующей главе.
4. Славянская религия и её особенности
По сравнению с другими древними религиями, у религии наших предков были некоторые отличительные черты, такие как отсутствие храмов, вера в верховного Бога, особая вера в загробный мир, возможное отсутствие человеческих жертвоприношений и чернобожия, а также некоторые другие. В этой главе я займусь их освещением.
Отсутствие храмов.
В большинстве религий уделяется большое внимание местам поклонения Богам. Храмы присутствуют у современных мировых религий, были таковые и у древних. В Египте и Двуречье, в доколумбовой Америке и в Индии присутствовали храмы.
Посмотрим, что же написано о восточнославянских местах религиозного поклонения в разных источниках.
В книге Сергея Лесного (стр.249) написано, что у восточных славян не было храмов, потому что они считали, что их Боги услышат их в любом месте. По его мнению, не было у них даже идолов, и что таковые, которых приписывают нашим предкам, принадлежали народам, жившим рядом с ними.
В свою очередь, Б.А.Рыбаков считал, что идолов они имели, более того, он приводил рисунки и фотографии таковых (как, например, Збручинский идол Святовита-Рода (IX век н. э.)). Рядом с ними находились места для жертвоприношений.
Коснувшись темы жертвоприношений, следует перейти к следующему вопросу: обрядам древневосточных славян.
В “Курсе русской истории” Ключевского так описываются места поклонения и жрецы: ”Общественное богослужение ещё не установилось, и даже в последние времена язычества видим лишь слабые его зачатки. Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно на холмах, ставились изображения Богов, перед которыми совершались некоторые обряды и приносились требы,(жертвы), иногда даже человеческие. Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым в 945 году Игорь приносил клятву в соблюдении заключённого с греками договора.Владимир, утвердившись в 980 году, поставил здесь на холме идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и других Богов, которым князь и народ приносили жертвы”.[1]