1. Социально-экономические изменения в под российской
Украине. Основные положения реформ 1861-1866г. и
их последствия.
2. Украинское национальное движение.
2.1 Заключение.
3. Список литературы.
1. Социально-экономические изменения.
На протяжении почти всего 19 столетия в центре внимания европейце, а значит и украинцев, пребывали новые идеи, политические перевороты и социальные реформы. Однако в то же самое время происходят менее заметные, но гораздо более глубокие перемены под именем промышленной революции.
К исходу 19в. промышленная революция добралась, наконец и до некоторых регионов Украины, она вызвала
Цепную реакцию и захватила самые широкие массы населения. В результате возникает неожиданное противостояние двух систем производства, социальной организации и общественных
ценностей. Трения, противоречия и дилеммы, возникающие из
этого противостояния, во многом будут определять ход украинской истории не только в конце 19, но и на протяжении
не одного десятилетия 20 века.
Хотя реформа 1861 г. освободила крестьян от помещиков экономическое положение крестьян не улучшилось. Виной этому были “ архитекторы реформ“ , непоправимо ошибавшиеся например в том случае когда надеялись извлечь какуето пользу из обложения крестьян невыносимым бременем выплат при малом количестве отведенной им земли. А кроме выплат за свои наделы крестьяне вынуждены были палатить и подушную подать, и целый ряд налогов и пошлин: на сахар, чай, табак, хлопок, изделия из металла, а главное на водку.
Чтобы выполнить свои финансовое обязанности рестьянин должен был влезать в долги. Но поскольку проценты часто превышали 150, крестьяне, как правило, только еще туже затягивали на своей шее петьлю. Некоторые для уплаты долгов даже пытались торговать малыми излишками сельхоз-продукции, но мелкое крестьянское хозяйство при невысоком спросе, удаленных рынках сбыта и низких ценах практически не давало ни какой прибыли. И вконце концов оставался один выход: снова наниматься на работу к помещику или богатому
соседу, что и делали крестьяне-бедняки, причем часто за очень
низкую плату.
Отсутствие денег ослобляло внутренний рынок Украины и препятствовало развитию торговли, промышленности и городов, что еще более превращало край в застойное болото.
Когда крестьяне уже отчаялись когда-либо получить в достатке земли на родине, они готовы были отправится в любую даль, где бы им оставалось только обрабатывать бескрайние помещичьи земли без всякой платы, взамен также пользуясь правом обрабатывать свой клочок. Вот почему так манили крестьян сказочные просторы, где много пашни и вовсе нет “панiв”.
При этом, а отличие от заподноукраинских крестьян, в поисках земли и работы отправлявшихся за океан, крестьянам Российской империи не нужно было эмигрировать за ее пределы. Им достаточно было пересечь эту шестую часть земной суши в восточном направлении - правда, иногда при этом они преодолевали примерно то же самое расстояние, что отделяло Восточную Европу от Аимерики. Близ Тихого океана,
в бассейне Амура свободные земли только и ждали украинского хлебороба.
Между 1896-1906 гг., после сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали, на Дальний Восток пересилилось 1,6 млн. украинцев. Суровые условия освоения дальневосточных земель заставили многих вернуться домой. Но несмотря на это, в 1914 г. на Дальнем Востоке проживало около 2 млн. украинцев. Более того, украинцев переселилось сюда в поисках земли вдвое больше, чем русских.
Несмотря на общее для крестьян беспросветное существование, некоторые из них умкдрялись работать и хозяйничать лучше других. В полном соответствии с этой истинной пореформенная деревня быстро разделилась на три социальные группы. Первую состовляли богатые крестьяне, или “кулак”. Вторую – крестьяне среднего достатка, “ середняки”. Были, наконец, и беднейшие крестьяне – “бедняки”.
К первой группе можно отнести 15-20% жителей. Само слово “кулак” вызывает в сознании образ жестокого и прижимистого мужик, беспощадного эксплуататора своих же односельчан. На самом же деле имела место, конечно, и эксплуатация – но лишь как один из компонентов реального образа кулака.
Вторая группа – “ середняки “ - была значительно больше первой, и состовляла примерно 30% всего сельского населения. “ Средний середняк имел ” 8-25 акров земли, и этого в полне хватало на то, чтобы прокармить семью . Часто у середняка было несколько лошадей и несколько голов скота. В отличии от кулаков середняки могли себе позволить покупкусельскохозяйственной техники. Это были люди солидные и работящие.
Но, конечно, больше всего было “бедняков” - примерно около половины всего крестьянства. У них или вовсе небыло земли либо было всего лишь несколько акров явно недостаточных для нормального существования. Чтобы выжить бедняк вынужден был наниматься на работу к богатому соседу или помещику, а то и покидать на время насиженное место в поисках сезонной работы. Беднели люди по разным причинам (как, впрочем и богатели). Часто такие несчастья, как болезнь,
Преждевременная смерть кормилица или стихийные бетствия застовляли семью продовать свою землю. Так или иначе, количество бедняков медленно расло, а это означало, что в тихом деревенском омуте завелась чертовшина ненавести и беспокойства. Вот почему российские революционеры считали что взорвать Российскую империю можно только из деревни.
Ликвидация крепостного права наконец открыла путь к модернизации и индустриализации Российской империи. К тому времени уже многие страны Западной Европы и Америки прошли этим путем, однако опыт России оказался своеобразным во многих важных отношениях.
Предвестниками экономической модернизации, как и повсюду, стали железные дороги. Как мы помним, отсутствие современной системы крмуникаций явилось одной из важнейших причин поражения России в Крымской войне. На украинских землях Российской империи первая железнодорожная магистраль пролегла между Одессой и Балтой: ее строили в 1866-1871 гг. для подвоза в порт зерна на экспорт. В течение 2870-х годов, ставших кульминацией в истории создания железных дорог Украины, все главные города были связаны между собой железнодорожным сообщением. Но что важнее всего – Украина теперь напрямую тем же самым способом была связана с Москвой- всеимперским рыночным центром. Стремительный рост железных дорог требовал все больше и больше угля и металла. Правительству было известно о существовании ценнных месторождений угля и железной руды в Юго-восточной Украине и особенно в бассейне Донца. Благодоря неожиданномк стечению обстоятельств эти месторождения стали доступными для разработок.
Между 1870 и 1900 гг., особенно в 90-е “ угольной лихорадки ”, два региона на юго-востоке Украины – Донбасский и криворожский – стали самыми быстрорастущими промышленными облостями империи, а может быть и мира.
В следующее десятилетие после начала угольного бума, т.е. в 1880-е годы, началась крупномаштабная разработка железной руды. Рост металургии в Криворожском бассейне был даже более впечатляющим, чем развитие угольной промышленности в Донбасссе. С завершением в 1885 г. строительства железной дороги, соеденившей Кривой Рог с донецкими шахтами, все было готово для начала металургического бума. Пролеториат в Украине рос не по дням, а по часам. Еще в 1870-е годы во всем Криворожском бассейне было 12 тыс. рабочих- в 1917 г. их здесь насчитывалось уже 137 тыс.
Говоря о промышленном развитии Украины конца XIX – начала XX в., не следует забывать, что процветали здесь лишь
базовые, добывающие отрасли, поставлявшие сырье,- но не отнюдь не все прочие.
Также в течении XIX в. произошли большие изменения в темпах роста и территориальном размещении основных городов Украины. До 1861 г. развитие городов происходило доаольно вяло, если несчитать процветающие черноморские порты- Одессу и некоторые другие. На Левоберрежье, славившемся своими ярмарками, определенному приросту населения таких городов , как Харьков, Полтава, Сумы и Ромны, способствовало развитие торговли. Чуть быстрее росло городское население Правобережья- в основном за счет притока европейских ремеслеников и торговцев в такие города как Белая Церковь Житомир.