Хозяйство Дагестана III в. до н.э – IV в.до н. э.
Хозяйство Дагестана III в. до н.э – IV в.до н. э.
Северо-восточный Кавказ, в том числе и Дагестан, представляет собой географическую провинцию со сложным, сильно расчлененным рельефом и столь же разнообразными климатическими условиями, соответствующими почти всем климатическим поясам просторов Российской федерации и стран СНГ. Столь же разнообразны в Дагестане и почвенный, растительный и животный мир. Все это создавало благоприятные условия для развития многоотраслевого хозяйства, основанными на земледелии и скотоводстве.
Земледелие.
В это время появляются основные земледельческие орудия, позволяющие более интенсивно обрабатывать старые террасы и создавать новые на горных склонах, в менее благоприятных в физико-географическом отношении местах. В качестве тягловой силы использовались быки. Их запрягали и в молотильные доски. Среди других земледельческих орудий следует назвать железные серпы (Хабада, Аркас), зернотерки, терочники и песты. Для хранения зерна, муки и других продуктов употреблялись большие керамические сосуды, в изобилии встречаемые на поселениях и могильниках. В это время в Дагестане, очевидно, возделывали все современные злаки, кроме кукурузы, появившейся в более позднее время.
Значительное развитие получило и садоводство, занятие которым документировано материалами, относящимися к эпохе бронзы. Выращивались все современные садовые культуры, многие из которых встречаются в Дагестане в диком виде. Виноградарство могло развиваться в долинах гор, в предгорье и на плоскости.
Развитие садоводства и земледелия в горных долинах и плоскости немыслимо без применения орошения, высокая культура и традиции которого отмечены в этнографической современности Дагестана.
Скотоводство.
С развитием земледелия тесно связано скотоводство, являющееся важнейшей отраслью хозяйства. Среди материалов поселений и могильников имеются кости овец, коз, крупных рогатых животных, лошадей, ослов, свиней, собак и домашних птиц. Уже на начальном этапе эпохи раннего железа происходит видовое изменение стада за счет появления транспортных и рабочих животных, скота выносливого и неприхотливого к кормам в условиях пересеченной местности дагестанских гор. Кости свиней на ряду с костями крупного рогатого скота составляют значительную долю, что свидетельствует о стационарном характере скотоводства. Соотношение костей крупных и мелких животных указывает на неодинаковый характер хозяйства в различных физико-географических зонах Дагестана. В долине среднего течения Сулака удельный вес крупного рогатого скота наибольший, в предгорьях он меньше, а в горах соотношение крупного и мелкого скота равное. В Дагестане эпохи раннего железа можно выделить минимум 4 зоны со своим специфическим хозяйственно культурным типом. Для них характерно перемещение скота с летних пастбищ на зимние и обратно, наличие в средней высотной зоне базового хозяйства. Потребности развивающегося альпийского хозяйства в рабочем и тягловом скоте, милитаризация общества в эпоху «железного меча» стимулировало развитие коневодства. Особая роль коня подчеркивалась рядом деталей в погребальном обряде. Статуэтки коня свидетельствуют о культе этого животного. Охота играла подсобную роль в хозяйстве. Охотились на кабанов, оленей, диких коз, зайцев, барсуков, уток.
Ремесла.
Новый подъем получают ремесла, в частности добычи и обработки железа, керамическое производство, строительное дело, прядение и качество и т. д.
Условия нового железного века ставили человека перед выбором или покориться более сильному соседу и тем самым оказаться в положении зависимого, или самому обладать секретом массового производства железа и тем самым самому стать более сильным. Следовательно получение железорудного сырья и его дальнейшая обработка на месте было жизненно важным вопросом. Анализ железных изделий показывает, что кузнецы имели в своем распоряжении металл, полученный сыродутным способом, и сырцовую сталь, полученную в сыродутном горне, непосредственно во время металлургического процесса. Причем мастера могли по своему желанию получать железо или сталь, выковывать изделия необходимой упругости и твердости, хорошо регулировать температурный режим ковки.
В бронзолитейном производстве, основанном на местной рудной и топливной базе, развитие направлено в сторону улучшения сплавов и придания изделиям более высоких эстетических качеств. В основном для Дагестана характерны оловянистые бронзы. В технике производства господствует литье по восковым моделям с применением формовочной массы, с последующей ковкой, заточкой, полировкой, орнаментацией налепными, резными и пунсонными узорами. Украшения из бронзы, особенно разные бляхи, пряжки, зооморфные и антроморфные статуэтки отличаются изяществом.
Существенное место в хозяйстве дагестанских племен играло керамическое производство. Среди массового материала имеются две большие группы изделий. Одни из них представлена лепными, обмазанными и заглаженными толстостенными сосудами (горшки, высокие и приземистые баночные сосуды, миски-плошки). Она предоставлена для кухонных нужд и слабо обожжена. Другая группа керамики представлена тонкостенными сосудами, вылепленными из глины с помощью тонко отмученной древесины и шамота. Это столовая посуда. Отдельные сосуды имеют своеобразные клейма – знаки мастера. Это является началом специализации ремесла керамиста.
Для раннего железного века Дагестана характерен резкий скачок в развитии строительного дела. Появляются крупные высокоразвитые архитектурные, в том числе фортификационные комплексы, для возведения которых требовались большие навыки и знания строительного и военно-инженерного дела.
Большую роль в хозяйстве играло прядение и ткачество. Специализация ремесла привела к оживлению торговли.
Общественный строй.
Успехи в развитии земледелия, скотоводства и различных отраслей ремесла, особенно в освоении производства железа привело к разложению первобытнообщинных отношений и формированию социальной организации нового облика. Одним из показателей этого процесса является появление укрепленных поселений, свидетельствующих о начале становления города.
Все продолжающаяся военная опасность со стороны сопредельных племен и степных кочевников привела к дальнейшему развитию системы военной власти, состоящей из военной дружины, с их иерархией военачальников, вождя, Совета старейшин и народного собрания, иными словами – к развитию «военной демократии».
Духовная культура.
У дагестанских племен она отвечала уровню их социально-экономического устройства, включала в себя обширные прикладные знания в области агро- и зоотехники, медицины, математики, и мн. других, без которых невозможно было развитие хозяйства.
Среди материалов Дагестана VII-VI вв. до н. э. имеются изделия, связанные с космогоническими представлениями, с почитанием солнца, луны, неба и др. Орнамент на ножках меча из Макинского могильника отражает идею о трех мирах, расположенных друг на друге. С представлении о движении солнца по небесному своду связаны умбоновидные бляхи из Урцекского, Хабадинского и Шаракунского могильников. Судя по повериям, смерть человека воспринималась как уход в «мир иной», где люди продолжали заниматься тем же, чем они занимались в реальном мире. Для этого в могилу вместе с умершим клали орудия его труда, пищу, напитки, одежду, украшения и т.д.
Сложной системой одухотворения природы был обусловлен культ растительного мира, поверие в чудесное дерево.
Значительное место в верованиях занимает культ железа, различные пережитки которого сохранились до этнографической современности. Железу приписывали магическую силу вплоть до наших дней. Кинжал и шашку, например, дагестанцы употребляли в качестве талисманов, ограждающих людей от злых духов, вредных влияний, чар, колдовства и пр. В люльку под голову ребенка клали нож, чтобы «черти не посмели приблизиться». Считалось, что «подкова приносит счастье». У аварцев мать, у которой умирают дети, надевала браслет, откованный из девяти кусков железа.
С тотемными культурами связано почитание медведей, баранов, горных козлов, туров, змей, волков и др.