Столыпинская аграрная реформа и её последствия на Украине

Столыпинская аграрная реформа и её последствия на Украине

План.

I. Вступление.

1. Историография.

2. Украинское село до реформы.

II. Столыпинская аграрная реформа.

1. Основные положения.

2. Первые мероприятия.

3. Указ 9 ноября 1906 г.

4. Вопрос о семейной собственности.

5. Проведение и последствия указа 9 ноября.

6. Циркуляр 9 декабря 1906 г.

7. Роспуск Думы.

8. Деятельность Крестьянского банка.

9. Законы 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г.

10. Земская реформа.

11. Переселение крестьян.

12. Методы проведения реформы.

III. Последствия реформы на Украине.

Изучением аграрной реформы Столыпина занималось очень много учёных, как отечественных, так и зарубежных, причём взгляды разных учёных сильно различаются. Американский историк Дж. Токмаков утверждал, что политика Столыпина была направлена на «дальнейший подрыв глубоко укоренившихся феодальных уз и пробуждение инстинкта частной собственности , который в конце концов должен был создать буржуазное общество мелких фермеров». Примерно такой точки зрения придерживается большинство современных учёных. В советской науке реформа оценивалась как негативное явление, т.к. считалось, что она принесёт пользу лишь кулакам, по словам В.И.Ленина, « . это поощрение грабежа общин кулаками . крупный шаг массового насилия над крестьянством в интересах капитализма .». При всём различии этих оценок в них есть и сходство. Обе исходят из предположения, что первоочередной целью Столыпина было создание слоя фермеров. Одни историки считают, что фермерские хозяйства должны были формироваться на основе кулацких хозяйств, другие - на основе всего крестьянства.

Во время революции 1905-1907 гг. и после неё ситуация в Украинском селе оставалась очень напряжённой. Община перестала быть опорой самодержавия на селе, усиливалось социальное расслоение крестьян, между различными слоями возникали противоречия. Большая часть крестьян неуклонно беднела, до 80% крестьян были безземельными. Имели место пережитки крепостничества, что привело к искусственному аграрному перенаселению (в Восточной Украине за 1860-1910 гг. сельское население возросло на 86%, а площадь пахотных земель - лишь на 31%), а следовательно, к уменьшению индивидуального крестьянского землевладения и снижению оплаты труда. Была распространена система отработок, переход на денежную ренту осуществлялся очень медленно. Общинное землевладение охватывало 40% дворов. В общем в Украине крестьянам принадлежал 91 млн.дес. надельной и 5,4 млн.дес собственной земли, помещики владели 10,9 млн.дес. Практически все надельные земли были чересполосными, т.е. надел состоял из многих частей, расположенных в разных местах, что усложняло обработку. Из-за бедноты культура сельского хозяйства в большинстве хозяйств оставалась на очень низком уровне, из-за чего урожайность на крестьянских землях была намного ниже, чем на помещичьих. Всё это вызывало выступления крестьян, которые продолжались и после революции.

Перечисленные и другие факторы говорили о том, что на селе нужны коренные преобразования. Во главе этих преобразований стал председатель Совета министров Пётр Аркадьевич Столыпин. Само название реформы не совсем правильное, т.к. Столыпин разработал лишь некоторые пункты реформы, основу же её составляли предложения, высказанные С.Ю.Витте ещё перед революцией. Но приводил реформу в исполнение именно Столыпин.

***

На плечи Столыпина легла сложная задача - поиск и формирование новой социальной опоры для самодержавной системы. Столыпин видел эту опору в частном собственнике и поэтому основной частью его политики было расселение крестьян на хутора, уничтожение чересполосицы, передача крестьянам через Крестьянский Банк части государственных земель. Столыпин выступал за проведение реформ «сверху», не спрашивая мнения крестьян. В одном из его докладов говорится: «Следует отрешиться от мысли, что когда наступит время к переходу к иной, более культурной системе хозяйства, то крестьяне перйдут к ней по собственной инициативе. Во всём мире переход крестьян к улучшенным системам хозяйства происходил при сильном давлении сверху». По его мнению, для реформ «все методы хороши». В общем Столыпин так сформулировал свою программу: «Сначала успокоение - потом реформы». Важно отметить, что Столыпин никогда не выступал против самодержавной системы - он лишь пытался её реформировать.

Ещё будучи саратовским губернатором, Столыпин предлагал организовать широкое содействие созданию крепких индивидуальных крестьянских хозяйств на государственных и банковских землях. Эти хозяйства должны были стать примером для окружающих крестьян, подтолкнуть их к постепенному отказу от общинною землевладения. 27 августа 1906 г. Столыпин провел мероприятия по передаче Крестьянскому банку части государственных и удельных земель для продажи крестьянам. Тем самым он приступил к исполнению своею замысла. По существу, речь шла о приватизации части государственного имущества. 5 октября последовал указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян. Этим указом были окончательно отменены подушная подать, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменён закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах. Эти мероприятия вызвали возражения со стороны помещиков, т.к. они боялись потерять свои земли. Но Столыпин не допускал и мысли о полной ликвидации помещичьего землевладения. Другое дело - частичное его ограничение. В интервью корреспонденту газеты "Волга" он заявил: "Вероятно, крупные земельные собственности несколько сократятся, вокруг нынешних помещичьих усадеб начнут возникать многочисленные средние и мелкие культурные хозяйства, столь необходимые как оплот государственности на местах".

Частичное отчуждение помещичьей земли фактически уже шло: многие помещики, напуганные революцией, продавали имения Крестьянскому банку. По замыслу Столыпина, Крестьянский банк скупает все эти земли, разбивает на участки и продаёт крестьянам. Из перенаселенной общины лишние работники упадут на банковские земли. Идет переселение в Сибирь. Под воздействием определенных правительственных мер община прекратит свои бесконечные земельные переделы. Надельная земля перейдет в личную собственность. Некоторые крепкие хозяева станут заводить хутора и отруба на общинных землях. Примерно так сложилась у Столыпина общая концепция реформы, проект которой получил скромное название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». В дальнейшем, дополненный и переработанный в III Думе, он стал действовать как закон 14 июня 1910 года. 29 мая 1911 года был принят закон « О землеустройстве ». Эти три акта составили юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «аграрная столыпинская реформа».

9 ноября 1906 г. первый проект Совета министров был утверждён царём: столыпинской аграрной реформе был дан зеленый свет. Первая статья указа 9 ноября 1906 г., наиболее известная, устанавливала, что "каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Закрепив землю в частную собственность, хозяин имел право, оставаясь на прежнем месте жительства, требовать объединения его земельных участков в один - так называемый отруб или выселиться из села на хутор - усадьбу, построенную на выделенном ему участке. Этот указ имел и полицейский аспект - выселение крестьян на хутора приведёт к их разобщению и уменьшению революционной активности.

После принятия закона в Думе возник вопрос: признавать ли укрепляемые участки семейной или частной собственностью. Возник это вопрос на основании многочисленных известий о том, что крестьяне пропивают наделы и пускают семейства по миру. Столыпин был категорически против семейной собственности, она напоминала ему общину. Он говорил, что «нельзя создавать общий закон ради исключительно уродливого явления», что нельзя связывать руки всему крестьянству из-за пьяниц.