Становление и развитие государственности Республики Адыгея

Становление и развитие государственности Республики Адыгея

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

I. Самоопределение адыгской нации 5

1. Национальное вырождение . 5

2. Адыгея в составе Краснодарского края . 8

II. Провозглашение Республики 11

1. Проблемы становления Республики Адыгея 11

III. Путь к преобразованиям обеспечения становления государственности . 16

1. Выборы президента 16

2. Первые законы республики Адыгея . 16

IV. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России 19

1. Особенности проведения экономической реформы в республике . 19

2. Сотрудничество народов в условиях суверенитета . 21

3. Новые культурные и образовательные программы . 31

4. Проблемы войны и мира на Кавказе 32

Заключение 34

Введение.

Изучение комплекса проблем становления и совершенствования национально-государственных отношений на примере становления суверенной Республике Адыгея, представляет для многих субъектов Российской Федерации не только научный, но и практический интерес. Безусловно, что с учетом ещё не сложившейся источниковой базы анализировать процессы новейших преобразований затруднительно, но осмыслить ход и наполнение этих процессов вполне возможно. Если проследить государственность адыгов имеет свою богатую предысторию, наполненную противоречиями в развитии этносов. Адыги и их предки оставит неизгладимый след в борьбе за своё выживание на Северном Кавказе.

В конце 18 начале 19 столетия царизм в отношении нерусских народов проводил не только политику грубого угнетения, но и политику насильственной русификации и подавления национальной культуры. Экономический грабёж, зверская эксплуатация, политическое бесправие, военно-полицейский произвол, разжигание национальной вражды, культурно-экономическая отсталость, сделали невыносимой жизнь угнетённых народов России. Создание национальной государственности народов Северного Кавказа диктовалась всем ходом экономического и культурного развитая края. Первоначально была создана Северо-Кавказская Республика просуществовавшая недолго. После изгнания с Северного Кавказа белогвардейцев с 1920 года начался процесс образования национально-территориальной автономии. Автономия 1922 года должна била искоренить основное зло, угнетавшее всю жизнь горцев, - невежество и отсталость. Известно, что только "широкое просвещение масс может спасти горцев от вымирания и приобщить их к высшей культуре".[1]

Значение октября 1917 года для адыгов исключительно велико. Но национально-государственное строительство в Адыгее активно развернулось непосредственно после окончания гражданской войны и протекало в исключительно сложных условиях. Вопрос о желательности выделения адыгейцев в самостоятельную автономную область впервые был положительно решен пленумом горского исполкома 6 декабря 1921 года и внесён на рассмотрение очередного III горского съезда (7 -12 декабря 1921 года). Выполняя волю всего адыгейского народа, съезд решил: "в срочном порядке разработать вопрос о выделении горцев Кубани и Черноморья в автономную область. После чего принять меры к возбуждению соответствующего ходатайства перед центром". 27 июля 1922 года произошло большое историческое событие в жизни адыгейского народа, была провозглашена Адыгейская автономная область.

I. Самоопределение адыгской нации.

1. Национальное вырождение.

В последнее время в печати и в общественной практике все чаще поднимаются проблемы национального возрождения и самосознания народов, рассматриваются отдельные теоретико-методические аспекты проблемы, идут поиски истоков национальной напряженности.

Смысл современной национальной политики создание благоприятных возможностей для свободного развития всех народов и этнических групп, удовлетворения специфических интересов граждан, связанных с их принадлежностью к тому или иному народу при обеспечении национального равноправия и прав граждан.

Учитывая, что национальная идея в современных условиях стала притягательной силой, и обращение к ней питает нередко полярные силы, что является источником дестабилизации экономической и политической жизни страны, концепции национальной политики исходит из необходимости интеграции национальной идеи с общечеловеческими интересами и общегражданскими демократическими ориентирами.

Важным элементом возрождения является становление и развитие национального самосознания. Поскольку национальное самосознание отнюдь не чуждо общечеловеческим и интернациональным ценностям, естественно задуматься над вопросом - будет ли усилившаяся социальная дифференциация той или иной национальной общности способствовать утверждению таких ценностей, как социальная справедливость, социальная защищенность, гуманизм, милосердие и т.д. Усилившееся остальное расслоение скорее способно вызывать различные формы антагонизма, которые так или иначе, будут влиять на все стороны национальной жизни. Можно предложить, что в этих условиях усилится ставка на национализм, как идеологию, способную на какое-то время затушевать, приглушить, "переориентировать" социальные антагонизмы.

Главным принципом национального возрождения должен стать принцип единства традиций и прогресса. Именно единство, а не противопоставление этих двух начал, характеризующих любое нормальное развивающееся общество.

Национальное возрождение предполагает постоянное обращение к массовому сознанию на уровне отдельных регионов и национальных (этнических) общностей. Во все это грандиозное дело должно быть с самого начала включено общественное мнение. А чтобы это состоялось - нужно его готовить, постоянно информировать общественность, делан назревшие проблемы предметом коллективных обсуждений, дискуссий, систематически проводить встречи, "круглые столы", конференции по обмену опытом в разных регионах России.

Для разрешения всего спектра этих проблем национального возрождения народов России должна быть создана система соответствующих государственных и общественных организаций. В их числе могут быть специальные комиссии при Советах, научно-исследовательские учреждения, общественные организации. Первое с чего следует начать - это осуществить социальный и социально-психологический диагноз внешней межнациональной ситуации, в которой набирает силу провес национального возрождения народов России. Провозглашение автономии Адыгеи давало возможность адыгейскому народу создавать свое национально-государственное образование, реализовать свое право на национальное самоопределение, способствовало усилению экономических и политических связей с более экономически развитыми областями страны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народа. Очень важным событием стало принятие флага, гимна и герба Республики.

Многие историки Адыгеи, в том числе Беджанов М Б, считают, что национальное возрождение того или иного народа идет через растущее его самосознание.[2] В свою очередь формирование национального самосознания невозможно без осмысления прошлого, без изучения истории становления этноса, закономерностей развития межнациональных отношений. Вместе с тем, очевидно, что в разных регионах страны, в том числе и в республиках Северного Кавказа, есть свои специфические особенности. Но есть проблемы, от правильного решения которых будет зависеть будущее нашего общества.

Первая проблема. В нашей стране, начиная с конца 20-х годов, всячески попирались права человека, достоинство личности, духовные ценности Общеизвестно нельзя жить без идеала, веры.

Вторая проблема это честное признание того факта, что в стране не было подлинной федерации.

Трем проблема это возможная угроза ассимиляции культурной, языковой и даже географической, особенно для малых народов.

Четвертая проблема это посягательство на достижения национальных культур уничтожение памятников культуры, пренебрежение к духовному наследию предков, к экологии и т. д.

Пятая проблема поиск отличий одного народа от другого не должен превращаться в самоцель. В то же время различия, если они есть, надо видеть и надо их учитывать в сфере межнациональных отношений, чтобы не усугублять сложности проблемы.