СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)
СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)
Содержание.
Содержание 1
Краткая историческая справка 2
Правовая основа 3
Цели 5
Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ 5
Институты 6
Организации . 8
Структура взаимосвязей 10
Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ . 11
Финансовая Система 14
Выводы: 17
Использованная литература: 18
Краткая историческая справка.
Совет Экономической Взаимопомощи. Общеэкономическая межправительственная организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи – учреждена представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР – с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам – с 1978 г.
В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объема мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть в экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию, правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли своей экономикой главным образом директивами из центра, а не с использованием рыночного механизма.
Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительства сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца.
Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальными районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение к рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны.
Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы с центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Как показывает табл. 24.1, 1990 и 1991 гг. были отмечены в Восточной Европе и Советском Союзе (который распался летом 1991 г.) очень крупным сокращением производства и высоким уровнем инфляции. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках.
Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР сложны и вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина этих трудностей: распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, а также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе, включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновением дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту и готовились к эмиссии своих национальных валют.
Правовая основа.
Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили начало формированию всей последующей системы международного организационно-правового механизма экономического сотрудничества.
Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике сотрудничества:
· было заключено значительное количество международных двусторонних и многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась их определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи социалистических стран;
· укрепился организационный механизм СЭВ как общеэкономической международной организации, контролирующей экономическое и научно-техническое сотрудничество государств;
· были образованы другие многосторонние межгосударственные организации для координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки и техники, финансово-кредитной сфере;
· возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние взаимосвязи стран;
· появились двусторонние хозяйственные организации: совместные общества и предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.
Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата в странах-участницах СЭВ
Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический механизм, включающий договорно-правовые, и международные институционные средства.
Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1, характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего братского экономического сотрудничества.
Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую целостную систему. Они формировались на основе маркситско-ленинских принципов межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития сотрудничества социалистических стран
Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).
Цели.
Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых основ международного организационно-правового и экономического механизма в целом (договорно-правовой и институционной частей):