Таганрог в начале XX века

Таганрог в начале XX века

В. Я. Светлов писал, что «Таганрог . — колония южной Европы, выславшей на берега Азовского моря своих предста­вителей, наиболее предприимчивых людей с деляческим ду­хом».

Кто же эти предприимчивые люди с деляческим духом? Ярким примером такого дельца является, например, грек Вальяно, арестованный в 1881 году в связи с большими зло­употреблениями (занимался контрабандной торговлей, подло­гами и взятками). Был освобожден из-под ареста после того, как он дал залог в размере одного миллиона рублей. По смерти Вальяно, оставленный им капитал был исчислен в сум­ме 150 млн. руб.

Не один Вальяно «зарабатывал» бешеные деньги, скупая за бесценок хлеб у русских крестьян и продавая его за гра­ницу. 3. И. Щелкунов в своем кратком географическом очер­ке об Области войска Донского в 1912 году писал: «Торгов­ля . сосредоточена, по преимуществу, в руках иностранцев, которых проживает здесь настолько много, что в Таганроге находятся консулы 13 иностранных держав».

И действительно. В 1913 году в городе были консульства: Бельгии, Великобритании, Греции, Данин, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Персии. Турции, Швеции и др. Таким образом, русский город Таганрог, творение Петра I, родина великого писателя А. П. Чехова являлся, по сущест­ву, в дореволюционное время вотчиной иностранных капиталов.

Крупные фабрично-заводские предприятия возникли в Таганроге в период, предшествовавший экономическому кризи­су, наступление которого со всей присущей ему дальновид­ностью предсказывал В. И. Ленин. Еще в 1897 году В. И. Ле­нин писал: «В настоящее время мы переживаем, видимо, тот период капиталистического цикла, когда промышленность, «процветает», торговля идет бойко, фабрики работают вовсю и, как грибы после дождя, появляются бесчисленные новые заводы, новые предприятия, акционерные общества, железно. дорожные сооружения и т. д. и т. д. Не надо быть пророком, чтобы предсказать неизбежность краха (более или менее крутого), который должен последовать за этим «процветанием» промышленности».

Так и было. В конце прошлого века в Европе разразился промышленный кризис, который вскоре захватил и Россию.

В августе 1901 года В. И. Ленин писал: « .Крах наступил такой крутой, какого еще Россия не видывала . Уже почти два года, как тянется торгово-промышленный кризис. И он, по-видимому, все разрастается, захватывая новые отрасли про­мышленности, распространяется на новые районы, обостряет­ся новыми банковскими крахами».

В связи с особенностями развития капитализма в России, экономический кризис 1900—1903 гг. был для нее более тя­желым и длительным, чем для Западной Европы, и вызвал усиленное наступление капиталистов на рабочий класс.

1900—1903 гг. являлись годами массовых увольнений рабочих и сильнейшей безработицы. Были понижены зара­ботки рабочих. Резко ухудшилось их экономическое поло­жение.

«Общая безработица отразилась, разумеется, и на Таган­роге,—писал в «Искру» в 1902 году корреспондент из Та­ганрога. — С наступлением зимы Касперовка — предместье, населенное рабочими металлургического завода, — имела вид голодающей русской деревни».

В корреспонденции описывается, как администрация ме­таллургического завода резко снижала и без того ничтожный заработок рабочих. «Перед Новым годом, — указывается да­лее в корреспонденции,—появилось объявление, что с поло­вины января расценки будут снижены на 25% и что часть рабочих — около 200 человек — будет совершенно рас­считана».

Решающие отрасли промышленности царской России нахо­дились в руках иностранного капитала. Южные металлурги­ческие за-воды и уголь Донбасса принадлежали французам и бельгийцам, нефть Закавказья — англичанам. Не лучше было и с машиностроением.

«В южную Россию, — писал В. И. Ленин в «Развитии ка­питализма в России», — целыми массами переселялись и пере­селяются иностранные капиталы, инженеры и рабочие, а в со­временную эпоху горячки (1898) туда перевозятся из Аме­рики целые заводы».

Иностранные капиталисты,—указывал В. И. Ленин,— « .жадно набрасываются на молодую страну, в которой прави­тельство так благосклонно и угодливо к капиталу, как ни­где . в которой жизненный уровень рабочих, а потому и их заработная плата гораздо ниже-, так что иностранные капита­листы могут получать громадные, неслыханные у себя на ро­дине, барыши».

Выше мы видели, что таганрогские заводы построены ли­бо расширены бельгийцами.

Металлургический завод принадлежал «Русско-бельгий­скому акционерному обществу», которое было тесно связано с иностранными банками. В 1914 году из 44.088 акций этого общества 72,7% приходилось на долю франко-бельгийских или, хотя и русских банков, но связанных тесно с француз­скими.

Котельный завод формально принадлежал бельгийскому инженеру Альберту Нев, но фактически руководство им осу­ществляло «Анонимное общество Альберт Нев, Вильде и К.0», тесно связанное с «Русско-бельгийским акц. обществом».

Заправилами на кожевенном заводе, как мы видели выше, также были бельгийские капиталисты. Они же составляли большинство членов правления «Товарищества Азовского ко­жевенного производства». Из 1100 акций этого «товарищест­ва» 900 были в руках иностранцев.

Перед первой мировой войной в промышленность Таганрога проник и германский капитал: здесь был построен завод маслобойного оборудования «Кебер и К°», хозяином которого было «Русско-германское машиностроительное общество».

Не был обойден и итальянский капитал: итальянцу Мошетти принадлежала большая макаронная фабрика, на кото­рой в 1913 году было изготовлено макаронных изделий на 100 тыс. руб.

Иностранный капитал отчасти захватил в свои руки в Та­ганроге средние и даже мелкие предприятия. Удельный вес иностранного капитала в обороте этих предприятий в 1898 го­ду составлял около 40%.

Доля иностранного капитала во всей промышленности Та­ганрога составляла в 1898 году 93,5%. В последующие годы она даже несколько увеличилась.

Таким образом, промышленность города вплоть до Октябрь­ской революции находилась почти целиком внуках иностранных капиталистов, главным образом, бельгийских.

Крупную роль играл иностранный капитал и во внешней торговле через Таганрогский порт.

В 1898 году в руках иностранцев находилось 81 торгово-промышленное заведение, в том числе 18 хлебоэкспортных и комиссионных контор.

Такое положение имело место не только на металлургиче­ском заводе, но и на других предприятиях Таганрога, в пор­ту и на жел.-дор. транспорте.

Тяжел и длинен был рабочий день, тянувшийся 12 часов. Применялись бесчисленные штрафы. Не соблюдались даже элементарные условия техники безопасности. Жилищные ус­ловия для рабочих были крайне плохи.

Вот как описывал К. Пажитнов жилищные условия рабо­чих металлургического завода в начале XX века: «При таган­рогском заводе выстроено десятка два новых домиков, неко­торые, с довольно комфортабельной отделкой, предназначены для главных служащих завода: инженеров, управляющих, техников и других. Что касается рабочих, то условия их жиз­ни еще очень далеки от более или менее сносных».

На заводе не соблюдались даже элементарные требования техники безопасности. Согласно фабричному законодательст­ву в России иностранцы не могли быть ответственными лица­ми на заводах за состояние техники безопасности. Эти обя­занности мог нести только русский, который давал подписку о том что он отвечает за несчастные случаи. Обычно на эту должность иностранные капиталисты назначали людей, мало­сведущих в технике безопасности, но предоставляли им высо­кую оплату. При несчастном случае, если скрыть его не уда­валось, отвечали по суду не владельцы завода, а это лицо, ответственное за технику безопасности.

Такое положение влекло за собой большое число случаев травматизма на предприятиях. На металлургическом заводе, по весьма преуменьшенным цифрам официальных отчетов, -в 1911 году полностью потеряли трудоспособность из 4787 ра­бочих 227 чел., т. е. около 5°/о. А сколько было рабочих, по­терявших трудоспособность частично.

Следует отметить и то, что промышленники всячески укло­нялись от выплаты пособия даже полностью искалеченным рабочим, а царские чиновники, осуществлявшие контроль и обычно получавшие взятки от промышленников, держали их сторону.