Слове о полку Игореве

Слове о полку Игореве

"Слово о полку Игореве" (время создания - 1185-1188 г. г . ) - великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века - не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.

Тут и рассуждения о стиле повествования - даже с показом примерных образцов; тут и речи князей и причетания женщин; тут и картины природы, от степи до горных кряжей и перевалов, от земли до неба; тут боевые схватки и пророческие сны, воспоминания о великом и невозвратимом прошлом и сожаление о недостатках современности. И все это проникнуто одной идеей - любовью к Русской земле и заботой о ее благополучии.

Невозможно здесь перечислить имена замечательных и даже великих людей, которых обаяло, пленило "Слово о полку Игореве"! Здесь представлены люди самых разнообразных творческих призваний, наиразличнейших областей высшего духовного творчества. Достаточно будет назвать хотя бы эти имена: Пушкин, Карл Маркс, Гоголь, Бородин, Васнецов .

Необозримо количество трудов, посвященных "Слову о полку Игореве". Ему посвящаются международные съезды. Множатся переводы на многие иностранные, а также и на современный русский язык. Не будет отнюдь преувеличением сказать, что "Слово о полку Игореве" - это святыня народная.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫя

Впервые после многовекового забвения о существовании древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве" напомнил Н.М. Карамзин в журнале французских эмигрантов "Spectateur du Nord", издававшемся в Гамбурге.

Тогда, в 1797 году, Россия только что вернула свои древние земли, отвоеванные у Турции, Польши и крымских татар. Предстояла длительная борьба с начинающейся французской агрессией. Для этого фельдмаршал А.В. Суворов готовился к далеким походам в итальянские Альпы.

В среде дворян "золотого века" предпочитали говорить по-французски. Родной русский язык хоть и оставался официальным государственным языком, но в общении превращался в язык дворовой челяди, крепостных крестьян и замуштрованных солдат. В России действовал церковный запрет называть детей исконно русскими именами. Такими как Святослав, Ярослав, Мстислав, Всеволод или Олег, обладающими колоссальной энергетикой творчества и созидания! Новорожденным россиянам в то время давались исключительно библейские имена.

Возрожденные к жизни памятники древней русской культуры способствовали духовному подъему всех сословий, росту национального самосознания и могущества государства. Поэма, созданная в XII веке, сразу заняла достойное место среди шедевров мировой культуры, оттеснив на второй план немало произведений европейской литературы из модного чтива тогдашних книголюбов. Высочайшая поэтическая проба "Слова ." подняла престиж русского языка у франкоязычных русских, сделалась предметом пристального изучения национальными писателями и поэтами, крупными исследователями, среди которых мы находим немало имен передовых людей России.

Идеи возрождения народных традиций в культуре, в музыке и литературе, неразрывно связанные с идеями народного просвещения и отмены крепостного права, были продиктованы жизнью не только под влиянием военных побед или необходимостью экономических реформ. Россия вдруг вынесла из монастырских древлехранилищ на свет божий свое едва сохранившееся наследие в забытых летописях, житиях, хождениях и словах, которым в забытую старину восхищались предки. Неожиданно для самих себя благородная и "подлая" (как называли крепостных) части населения страны вдруг поняли, что имеют общую древнейшую историю и самобытную культуру.

БЕЗЫМЕННЫЙ АВТОР .?

Девятый век неизвестный поэт призывает своих современников, русских князей, отказаться от тщеславных устремлений, объединиться для защиты Родины. Поколение за поколением, вчитываясь в трагические строки, хорошо понимали их смысл. Восемьсот пятнадцать лет на Руси восхищаются «Словом», ни разу при этом не называя имени поэта! Справедливо ли?

Надежда угадать среди сохранившегося в летописях весьма небольшого количества имен автора «Слова о полку Игореве» не покидает энтузиастов. Его искали на площадях древнерусских городов, в тиши монастырских келий, в княжеских и боярских теремах; он оказывался то княжеским дружинником, то скоморохом, то птицеловом, монахом, профессиональным певцом, ученым греком, заезжим скальдом, тысяцким, крещеным половцем, боярином, самим князем Игорем и даже Ярославной!

Историки полагали его причастным к летописанию; филологи указывали на его высокую образованность и приводили устрашающий по величине список книг, из которых он якобы черпал свои образы и свое вдохновение. Правда, именно филологи оказывались более осторожными и, воссоздавая образ автора «Слова» на основании его поэтики, отказывались от попыток определить его имя.

Но не праздное занятие - попытаться отыскать во мгле веков гениального певца, сложившего эту песнь, гордость всей мировой поэзии. За двести лет со дня нахождения «Слова» среди полусгнивших фолиантов в Спасо-Ярославском монастыре исследователи не сошлись во мнении, кого считать автором поэмы. Этот спор мог бы продлиться еще сотни лет. Но наконец собраны и систематизированы неопровержимые факты, чтобы упразднить обычное приложение к "Слову о полку" - "безыменный автор" .

17 ОКТЯБРЯ 1150 г

В один из дней золотой осени 1150 года в городе Галиче княгиня Ольга Юрьевна родила мальчика. Взволнованный отец князь Яровлав и дед младенца долго спорили, какое дать ему имя. К полудню решили назвать княжича языческим славянским именем Владимир.

Утром следующего дня родители ожидали подтверждения своим надеждам на счастливое будущее младенца из уст придворных мудрецов и заезжих звездочетов.

Но увы, они были потрясены услышанным, поскольку пророчесва сулили множества трудностей и невзгод их сыну. Самым мрачным стало предсказание волхва из далекого северного селения на озере Лача.

— Выросший из сегодняшнего малыша мужчина— обратился синеглазый Даниил к собравшимся, —будет стремиться совершить нечто героическое. К этому его будет призывать память о великих предках. Но противодействовать будет та же память о низменных делах тех же самых предков. Поэтому вслед за героическими делами в его дом будут приходить несчастия, унося жизни близких ему людей. Даже после его смерти лучшие друзья вынуждены будут казнить одного из его любимцев во дворе княжеского замка. Изменится обстановка на Руси, и большая часть потомков, не понимая его трудов, начнет проклинать его имя. Другие вынуждены будут молчать, чтобы не потерять оставшуюся о нем память! Только спустя тысячелетие со дня рождения его имя вновь станут произносить на Руси с благоговением и почитанием .

ЖИЗНЬ АВТОРА И ИСТОРИЯ - НЕРАЗДЕЛИМЫ "Усобица довела князей до губительной низости. Вон уже обращаетсябрат к брату: "Это мое , а то мое же."И начали князья про малое "это великое" молвить, а сами на себя крамолу ковать."

Во второй половине XII века на Руси буйствовал эгоцентризм удельных князей. Едва ли не каждый состоятельный провинциальный властелин считал своим долгом закончить жизнь в великокняжеском тереме в Киеве. Судите сами, если за всю историю киевского княжества от легендарного Аскольда до Батыева погрома, за 270 лет в городе сменилось около сорока князей, то за пятьдесят лет, с 1150 по 1200 год, Киев переходил «из рук в руки» 20 раз! Лишь при князе Святославе Всеволодовиче, правившем в Киеве с 1176-го по 1194 год, в городе и во всей Руси восстановилось относительное спокойствие. В «Слове» « .Святослав грозный великий киевский будто грозою прибил своими сильными полками и стальными мечами, наступив на землю Половецкую, притоптав холмы и овраги, возмутив реки и озера, иссушив потоки и болота». Тридцатого июля 1184 года объединенное русское войско, возглавляемое Святославом Всеволодовичем, разгромило половцев, забрав в плен 7000 воинов с 417 ханами. Такой победе радовались не только на Руси, но и немцы, и венецианцы, и греки, и чехи пели славу Святославу.