Соседи восточных славян. Кочевники и Византия

Соседи восточных славян. Кочевники и Византия

План.

1. Введение………………………………………………….3

2. Описание древних славян……………………………….4

3. Борьба с аварами и хазарами……………………………5

4. Союзы племён……………………………………………6

5. Путь «из варяг в греки»………………………………….9

6. Литература……………………………………………… 11

Введение.

Восточнославянские племена лесостепи, удалённые от центра гуннской державы, располагавшейся за Карпатами, продолжали развивать своё хозяйство, совершенствовать быт. Они в укрытых природой местах – на приречных возвышенностях, на лесных полянах, в болотистых низинах, как и их предки – праславяне, отстраивали свои полуземлянки, облицованные в верхней части деревом, рубили деревянные дома с печками-каминами в углу, запахивали новые земли, разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали в лесах мёд. Порой поселения славян этой поры состояли из десятков и сотен домов и тянулись вдоль берегов рек и озёр, укрытие подступающими лесами. Здесь на солнечных чернозёмах юга стал использоваться железный плуг, что позволяло эффективно обрабатывать почву и получать большие урожаи. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овёс, просо, горох, гречиху, лён, репу, лук, капусту. Из этих краёв зерно шло на экспорт в Римскую империю.

Византийские авторы оставили в своих трудах немало сведений о своих северных соседях. Они описали, в частности, быт и нравы славян V-VII вв.

Описание древних славян.

«Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужеземцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: “Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днем иночью и, так сказать, играют войной” .

Борьба с аварами и хазарами.

В серединеVI в. новая волна кочевников вышла из глубин Азии – то были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и в конце концов осела на территории современной Венгрии. Как и 200 лет назад, во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Славяне в течение VI – VII вв. вели с аварами постоянные войны.

На исходе VII в. авары были разгромлены франками; с тех пор начинается быстрый упадок непрочной аварской державы.

Но на этом тяжкие испытания для славян не кончились. В середине VII в. Азия бросила в Поволжье, Северное Причерноморье, на Северный Кавказ новые кочевые тюркские орды – хазар, которые на несколько столетий стали опасными соседями восточных славян. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южно-русских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от государства хазар – Хазарского каганата, чей центр сначала размещался на Северном Кавказе, а позднее переместился в устье Волги, где располагалась хазарская столица Итиль.

Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

Союзы племён.

К тому времени, когда имя Русь стало применяться к восточным славянам, т.е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

В «Повести временных лет» отмечается, что на кануне объединения большинства восточных племён под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племён, объединенный именем «поляне», т.е. жители полей.

Центром полянских земель издавна был город Киев. На севере от полян жили новгородские словене, группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К северо-западу располагались древляне, т.е. жители лесов, главным городом которых был город Искоростень. Далее в лесной зоне на территории современной Беларуси сформировался племенной союз дряговичей, т.е. болотных жителей. На северо-востоке, в лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи, в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины обитали кривичи, проникшие позднее земли словен и вятичей. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане, получившие имя от речки Полоты, впадающей в Западную Двину, главным городом полочан позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северянами или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарии.

Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племён говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей. Восточно-Европейская равнина настойчиво перемешивала народы, соединяла их речными и озёрными путями, лесными дорогами. Так, в районе обитания новгородских словен рядом с вятичами и кривичами жили угро-финские племена: весь, корела, чудь, мурома, мордва. Ростов был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро – веси. Муром являлся главным поселением угро-финского племени мурома, располагавшегося в то время в междуречье Волги и Оки, где также обитали мордва и черемисы.

Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племён подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

Собирая дань с окрестных племён, некоторые славяне сами находились в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хазарам.

К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар.

Путь «из варяг в греки».

Ещё не став самостоятельным политическим целым, восточнославянские племенные союзы вели оживлённую торговлю со своими соседями. Именно в VIII – IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси.

Этот путь шёл из Византии по Чёрному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющий Ильмень и Ладожское озеро, или, как его называли в древности, озеро Нево. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике, или, как его называли, Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима. Тут-то в землях варягов собственно и начался путь «из варяг в греки», т.е. из Южной Балтики к Константинополю. Рим был здесь лишь промежуточным пунктом.