Театральные реформы в России конца 1980-х - начала 1990-х годов

Театральные реформы в России конца 1980-х - начала 1990-х годов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ КОНЦА 1980-х -НАЧАЛА 1990-х ГОДОВ .

ВВЕДЕНИЕ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ПЕРЕВОД ТЕАТРОВ СТРАНЫ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА РСФСР “О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ И ГОСУДАРСТВЕННО

ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРОВ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РСФСР” .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

ВВЕДЕНИЕ

Наше страна долгое время существовала под властью социалистического правительства. В этот период преобладала концепция, согласно которой все отношения в стране регулируются государством - ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения считались не эффективными. В качестве приоритета выдвигались принципы и интересы “народной казны”, централизованных методов планирования сверху до низу. Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанной с системой стимулирования. Известный экономист А.М.Бирман справедливо указывал: “беда последних десятилетий состоит в том, что система планирования, стимулирования и управления принуждала предприятия скрывать свои резервы, сдерживать инициативу, чтобы иметь возможность выполнять план и получать материальное вознаграждение”[1]. Государство делало все, чтобы не дать развитию предприимчивости, определяя всё самостоятельно.

Театр не являлся в этом смысле исключением. Все сферы деятельности театра - от экономики до художественной политики -регулировались государством. Они превратились в закрепощённый, неповоротливый механизм, что естественно отражалось и на творческом развитии.

В сложном процессе развития правового регулирования отношений в сфере театра выделяется несколько этапов. На первом этапе - в 1917 - 1938 гг. создаётся правовая основа деятельности центральных органов управления. Происходит сращивание партийных и государственных органов. Директивные органы разрабатывают государственную культурную политику, основным принципом которой являлся тоталитарный политико-идеологический контроль над деятельностью театров.

В 1939 - 1956 гг. система централизованного партийно-государственного руководства творческой деятельностью получает своё дальнейшее развитие. В это время создаются новые централизованные органы управления. Изменения организационных форм управления не отразились на содержании партийно-государственного руководства.

К 1986 году относится начало следующего этапа. Именно в это время происходит постепенная реорганизация системы партийно-государственного руководства культурой, принимаются правовые акты, определившие содержание перестройки в этой сфере.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Решение о проведении театрального эксперимента, целью которого являлось совершенствование управления и повышения эффективности деятельности театров, разработка его программы относится к середине 1980-х годов.

Потребность проведения эксперимента объяснялась застойными, кризисными явлениями, устранение которых, по мнению специалистов, повлекло бы к улучшению художественно-творческого процесса в театре. К таким явлениям относились:

· низкая эффективность системы управления театрами;

· низкий уровень оплаты труда работников театра (по сравнению со средним заработком в народном хозяйстве), нарушение принципа оплаты труда по количеству и качеству труда;

· ограничения в производственно-финансовой сфере, приводящие к неразумному использованию всех видов ресурсов;

· неудовлетворительное состояние системы материально-технического обеспечения театров.

Как отмечалось в приказе Министерства культуры от 06.08.86 “О комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров” его целью являлось “повышение социальной эффективности театрального искусства, развитие инициативы театрального коллектива, повышение его ответственности за достижение высоких результатов творчества и расширения зрительской аудитории при рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов”.

На основании этого приказа театрам были предоставлены права, касающиеся порядка формирования репертуара, состава художественного совета, планирования и финансирования деятельности, расширение возможностей материального стимулирования труда, формирование фонда творческо-производственного и социального развития коллектива.

Эксперимент начался 1 января 1987 года. В нём принимало участие 82 театра из 9 союзных республик. Это составляло приблизительно 13,5% от общего числа театров. В эксперименте были задействованы 58 драматических театров, 17 музыкальных, 6 юного зрителя и 1 кукольный. Для всех театров по итогам 1986 года характерна высокая посещаемость и большое годовое число спектаклей. В Москве театрами, участниками эксперимента являлись: Академический театр им. Маяковского, Академический театр им. Моссовета, театр им. Ленинского комсомола и т.д.

Перечисленным театрам было сокращено число планируемых сверху показателей, утверждались лишь некоторые: стабильный объём государственно дотации, размер фонда заработной платы, расходы и прирост фонда заработной платы при росте фактических доходов.

В творческой стороне деятельности театров также были проведены некоторые преобразования: отменена предварительная цензура пьес, отменён акт сдачи спектакля. Также отменялись плановые числа новых постановок. Театр мог самостоятельно формировать свой репертуар, что привлекло к стремлению обновления названий пьес указанных в афише, к сокращению числа спектаклей текущего репертуара, и к расширению числа постановок пьес, имеющих в прежнее время ограниченный доступ на сцену.

Важным преобразованием являлась возможность выбирать художественных совет голосами творческого состава театра, которому было предоставлено право окончательных решений творческих вопросов. Но ответственность за них была возложена на административное и художественное руководство, что само по себе - абсурдно, ведь власти без ответственности существовать не может.

Хозяйственная сторона деятельности театров также подверглась существенным изменениям. Театр имел право как повышать цены на билеты до 50%, так и устанавливать скидки к базовой цене билета. Вследствие этого средняя цена билета повысилась на 10-15%. Причём повышение цен не отразилась на общей посещаемости театров.

До проведения эксперимента в театрах имела место уравнительная оплата труда: отдельные творческие работники при низкой занятости в спектаклях получали материальное вознаграждение в тех же размерах, что и актёры, активно занятые в репертуаре. Премирование также не отражало работу отдельно взятого служащего. Во время эксперимента театрам удалось повысить уровень оплаты труда некоторым работникам за счёт применения надбавок за активную творческую деятельность и высокие результаты в труде.

В некоторых театрах студиях Москвы проходил проверку и коллективный подряд. Фонд заработной платы делился на постоянную и переменную части, первая из которых состояла из должностных окладов по штатному расписанию и выплачивалась ежемесячно, а вторая - распределялась между членами коллектива по коэффициенту участия по мере её накопления.

В условия эксперимента включалось также и стабильность государственной дотации, что создавало театрам устойчивое финансовое положение и предоставляла возможность самостоятельно (но в рамках положения) экспериментировать.

Также театрам было разрешено определять лимит численности рабочих и служащих. Театр мог брать беспроцентный кредит в банке сроком на один год до пятидясети тысяч рублей для новых постановок. Театр мог устанавливать временные надбавки к должностному окладу до 50% но не более 100 рублей, мог самостоятельно устанавливать совмещение профессий с оплатой до 50%.

Театрам разрешалось приобретать для удовлетворения производственных нужд товары через торговую сеть.

Прежде чем подводить итоги театрального эксперимента стоит отметить психологическую неготовность ряда творческих и руководящих работников к осуществлению перемен в организации театрального дела. Некоторые руководители органов управления на местах оказались неготовыми передать театрам права в области формирования репертуара и финансово-хозяйственной деятельности. В то же время руководители многих театров были не способны в полной мере использовать предоставленные им возможности, опасаясь ответственности за принимаемые решения.