Римляне рабы гладиаторы. Спартак у ворот Рима
Римляне рабы гладиаторы. Спартак у ворот Рима
Часть первая.
Бегство обреченных на смерть.
Недалеко от Неаполя, в Капуе и ее окрестностях, было особенно много казарм, где гладиаторы – прежде всего военнопленные и рабы – по изощренной и испытательной системе, как спортсмены к состязаниям, готовились физически и психологически к состязаниям (кровавым показательным боям). Убить противника и умереть – так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной – единственной варварской цели – пощекотать нервы жадной до развлечений толпе свободных римских граждан. У доведенных до отчаяния людей, решившихся на побег, не было шансов. Их преследовали, настигали, и смерть была неизбежной – в схватке с преследователями, на кресте или же снова в амфитеатре. Мечты о свободной жизни оставались несбыточными.
В 73 г. до н. э. из знаменитой школы фехтовальщиков в Капуе пытались бежать 200 гладиаторов. Но их планы были раскрыты, и завладев на кухне ножами и вертелами, бежали 70 из них.
Из Капуи выступило вдогонку собранное гражданское ополчение, усиленное солдатами. Гладиаторы обратили их в бегство. Сами же закрепились в непроходимых ущельях близлежащего Везувия.
Застигнутые врасплох.
Жители Кампании не в силах защитится от грабежей и опустошений, обратились за помощью к Риму.
Сенат направил на юг трехтысячную карательную экспедицию под командованием претора (их задачей в период Республики было отправление правосудия) или возможно пропретора Клавдия Глабара.
Благодаря находчивости гладиаторов, римляне были обращены в бегство. Заняв лагерь, победители захватили множество оружия.
Стратег
Гладиаторы выдвинули в предводители сразу трех своих товарищей по несчастью: фракийца Спартака, а также кельтов Крикса и Эномая как его помощников. Но Эномай вскоре пал, и Крикс остался единственным его заместителем. Спартак стал душой всего восстания.
Гладиаторы. От жертвоприношений к официальным кровавым представлениям.
Император Август – устроитель развлекательной резни.
Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) первый римский император и приемный сын Цезаря, выходец из плебейского рода, звавшийся в начале Гаем Октавием любил и организовывал гладиаторские игры. В уникальном документе о своих делах и свершения "Res gestae divi Augusti" ("Деяния божественного Августа") он пишет "От своего имени или от имени моих внуков и сыновей я 26 раз устраивал для народа травлю африканских зверей в цирке, или на форуме, или в амфитеатрах. При этом было истреблено 3500 животных".
Народный праздник смерти.
В качестве предварительного акта. на арену выпускали неопытных и почти беззащитных жертв для обоюдного убийства, с тем чтобы оставшиеся на своих местах зрители, лишившись домашнего обеда, могли утолить хотя бы свою кровожадность.
Гладиаторы были включены в толкователь снов Артемидора из малоазийского города Далдие. Также было поверье, по которому можно излечиться от падучей, если напиться теплой крови сраженного гладиатора.
Человеческая кровь для духов умерших.
Прошло почти 500 лет с момента основания города Рима (римляне возводили начало своей истории к основанию города в 753 г. до н. э.), прежде чем там состоялся первый бой гладиаторов, засвидетельствованный историческими источниками.
О человеческих жертвоприношениях на тризнах скифов сообщал еще древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.).
Основной смысл жертвы, а именно умиротворение богов, сохранялся даже в тех случаях, когда людей заменяли куклами, как предполагают многие исследователи.
Долгое время, примерно до конца II в. до н.э., римляне устраивали бои гладиаторов исключительно на погребальных празднествах, которые все еще, особенно в Галии, носили печать религиозного жертвоприношени. Летописцы их фиксировали.
Желания умерших иногда приводили к парадоксам. Одно завещание предписывало проведение поединка между двумя привлекательными женщинами. Другой распорядился в своем завещании о проведении боя между двумя мальчиками. В этом случае, правда, обычно падкие на удовольствие зрители с необычным благородством отказались от исполнения последней воли. Но в другом случае добивались представления или щекочущего нервы зрелища.
Человеческой кровью умиротворяли и страшных богов подземного мира, а также богов земледелия.
На потеху толпе.
С превращением гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы одновременно и увеличивалось количество этих кровавых игр и "посвященных смерти".
На протяжении сотен лет военнопленные использовались для гладиаторских игр. Пленные варвары группами сражались друг против друга при Клавдии в 44 г.
Этой удобной возможностью устранить пленных при помощи гладиаторских игр воспользовался и римский император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Даже римский император Константин Великий остался верен этой жестокой практике.
Приговоренные к борьбе на арене.
В императорскую эпоху возник обычай принуждать преступников к гладиаторским играм. В других случаях осужденные отдавались на растерзание диким животным.
В императорскую эпоху часто обрекали на обучение в гладиаторских школах. Это наказание считалось более легким, т.к. если через три года гладиатор оставался жив, он получал деревянную шпагу. А через пять лет мог получить колпак как символ полного освобождения.
Осуждения не всегда были справедливы. Например Л. Корнелий Бальб – младший, будучи квестором (магистрат – казначей) в Испании в 44-43 гг. до н.э. травил хищниками и римских граждан, в том числе и одного за его уродливость.
Как скот на продажу.
В гладиаторы весьма часто попадали и рабы – как в Риме. так и в остальных городах мировой Римской державы. Их использовали по разному: как личную охрану господина или как наемных или профессиональных убийц, а также как смертников, сражавшихся на зрелищах, устраиваемых их господином или кем-то другим, для кого владелец сдавал их за деньги, как цирковых лошадей или медведей.
Наряду с другой собственностью гладиаторские труппы переходили путем продажи или аукционных торгов из рук в руки, как скот.
В I в. н.э. господин мог без всяких ограничений продавать своих рабов в гладиаторы для смертельных боев на арене.
И только Адриан, римский император, правивший со 117 по 138 г. н.э., "запретил продавать без объяснения раба или служанку своднику или содержателю гладиаторской школы", как об этом сказано в сборнике "Писатели истории Августов".
Особенно ценимые – свободные бойцы.
От добровольцев, были ли они вольноотпущенниками или свободнорожденными, ожидали более ожесточенного боя, чем от принуждаемых гладиаторов, вероятно, потому, что они бросались на противника с большими яростью, страстью и подъемом.
Среди вольноотпущенников (бывших рабов) были и те, которые прежде выступали в качестве гладиаторов. Выжив на своей "службе" и получив вольную, они по собственному желанию могли вернуться к своей профессии. Но иногда и по желанию господ.
В конце Республики и в императорскую эпоху ланисты нанимали отчаявшихся от тяжелой жизни свободнорожденных. Они давали страшную клятву бойцов добровольцев о том, что их можно "жечь, вязать, сечь и казнить мечом".
Свободнорожденный гражданин, нанимавшийся на гладиаторскую службу, должен был в присутствии нанимателя сделать перед народным трибуном соответствующее заявление, одновременно устанавливалась цена за его выступление.
Общественное положение вольнонаемных гладиаторов, было аналогично положению раба. Но тем не менее он мог вновь выкупить себя досрочно и даже до того, как вообще начинать поединки.
Представители знати и граждане, добровольно избравшие карьеру гладиатора, постоянно становились мишенью для возмущения, упреков и насмешек моралистов и сатириков. Даже на кладбище, которое подарил жителям города Сассины (Меркато Карачено), не хоронили вольнонаемных гладиаторов.