Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно ,с Х1Х века.
Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля (‘’Поле, русское поле…’’) , леса ( ‘’березы, березы …’’), кому-то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре , короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и , конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор ( храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут ‘’ Прощание славянки’’ или Георгиевский крест . А кто-то , возможно, обратит свой мысленный взор к своей ‘’малой Родине’’ - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия ‘’символ’’ его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева , труды которого только сейчас в полном объеме стали доходить до читателя, понятие ‘’ символ’’ является ‘’ упорным цепким тысячелетним понятием’’. ‘’Этот термин, - пишет он , - часто употребляется даже в самом обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин ‘’символ’’ просто в смысле ‘’знак’’.[1]
Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. ‘’За элементами понятий, выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации . Они как бы проецируют понятие на наиболее ‘’ подходящие ‘’ чувственные образы и тем самым помогаю сформировать символ’’, - объясняет принцип создания символа философ Л.В.Уваров.[2]
Несмотря на то, что теоретической основой изучения той группы символов , о которой пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень пока ясно, к какой сфере деятельности их четко можно отнести: к социально-политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные общественные отношения, что как всякий символ, они - социальные феномены и , следовательно , всегда несут на себе печать, ‘’налет ‘’ своего общества. В них явно отражено ‘’социальное лицо’’ эпохи , конкретного исторического времени, через их назначение можно определить уровень развитие самого общества. ‘’Едва ли требует доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев, - что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа… ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном виде…’’[3]
В популярном справочнике ‘’Международная символика и эмблематика ‘’ его автор, характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой ‘’ категории из области идеологии’’[4] , с чем, конечно нельзя не согласиться . Так что к символам ‘’ не своей ‘’ эпохи надо относится осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогает не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, ‘’ расшифровки’’ мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, в плотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета ‘’ склад ума мышления’’ - вопросом недостаточно изученным , но очень важным.
Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает общественное внимание, - до 1917 г. С Х1Х века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же как во многих странах Европы , в России эмблемы , позднее вошедшие в государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочения . Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не было случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси .
Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее , первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-синий-красный флаг ‘’подарил’’ России флот Петра I. В борьбе за звание ‘’государственного’’ флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий ‘’конкурировать’’ черно-желто-белым императорским стягом.
Гимн появился итого позднее - в Х1Х в., так же ‘’пропустив впереди себя’’ ряд общерусских мелодий.
Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не та давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое поколение ‘’ повернувшись лицом’’ к своей истории вспомнили и о давно забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть ли не возводя некоторые из них на пьедестал .
Как когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти нечего было символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам прежде всего как памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.
1.Герб России.
‘’ … не безпотребно о гербе
государственном от истории
воспомянуть’’.
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными . Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.
В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи , где помещено сообщение о том, что в 1464 г. В Москве ‘’… месяца июля 15, поставлен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских, резан на камени, а нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина’’.[5] С легкой руки историков Х1Х в. Скульптура св. Георгия на коне, поражающего змия - дракона , работы выдающегося русского зодчего ХV в. В.Д.Ермолина оценивалась в отечественной историографии как образец великокняжеской или даже московской геральдики.
Начало следующего этапа ‘’реконструкции’’ государственного герба Российской империи относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом . Когда по его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась в учреждение более высокого ранга - департамента Сената, он снова обратил внимание на тот факт, что гербы составляются ‘’ не по правилам геральдики’’. В 1851 г. Николай I дал указание ‘’ принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь будут представляемы на высочайшее утверждение, изображать всегда императорскую корону ; на гербах же городов уездных ставить ныне употребляемую подобными городами городскую корону. По усмотрению министра внутренних дел императорскую корону употреблять только тем уездным городам, кои отличаются от прочих обширностью населения и вообще своею значительностью в административном , торговом и историческом отношениях’’.[6]