Рецензия на монографию по истории древнего мира И.М. Дьяконов. Люди города Ура

Рецензия на монографию по истории древнего мира И.М. Дьяконов. Люди города Ура

ПЛАН

1. Сведения об авторе ……………………………………3

2. Структура текста ……………………………………….4

3. Анализ содержания монографии по главам ……5

4. Источники …………………………………………………21

5. Сравнение выводов автора с точками зрения других исследователей …………………………………22

6. Заключение ……………………………………………… 25

7. Список используемой литературы ……………… 26

Сведения об авторе

Автор этой книги – Игорь Михайлович Дьяконов, воспитанник Ленинградского университета (1931-1937), участник Отечественной войны, в течение четверти века – хранитель клинописной коллекции Эрмитажа, известный специалист по социальной истории и языкам древнего Ближнего Востока, иностранный член Британской Академии, почетный член Американской Академии наук и искусства и ряда других ученых обществ многих стран, почетный доктор гуманитарных наук Чикагского университета, главный научный специалист Института востоковедения Академии наук СССР. В своих исторических исследованиях, начиная с 1949г. И.М. Дьяконов разрабатывал теоретические вопросы общественного строя почти всех древних государств Ближнего Востока. Настоящая книга была закончена в 1981г. В ней на основе подлинных клинописных документов, впервые прочтенных и интерпретированных автором, показана на материале повседневной жизни нескольких семей, которые жили в городе Уре на юге Вавилонии накануне завоевания страны царём Хаммурапи, конкретная картина типичного древнего общества И.М. Дьяконову принадлежит также ряд монографий по малоизученным языкам и письменностям древнего Востока, этногенезу и сравнительному языкознанию.

Структура текста

Монография И.М. Дьяконова «Люди города Ура» состоит из девяти основных глав:

1. Историческое введение

2. Люди Месопотамии: внешний облик

3. Город Ура при сыновьях Кудурмабуга.

Приложение к главе 3: отожествление домов, где найдены документы.

4. Купец, мореплаватель, литейных дел мастер

5. Школа и наука

6. Семейная община в селе и в городе. Дельцы и торговцы, жрицы и жрицы.

7. Рабы и беднота.

8. Храмовые служители и ещё одна школа.

9. Супруга бога Луны.

В дополнение к девяти основным главам имеется ещё «Примечание», «Список сокращений», таблица старо-вавилонских единиц мер, написанные Л.В. Бобровой «Городотопографический указатель», «Индекс источников», «Summary».

Анализ содержания монографии по главам.

В данной книге речь идет «об одном очень древнем городе Нижней Месопотамии, хотя и не о его первых временах: к той поре, о которой здесь рассказывается, в Нижней Месопотамии прошло уже более тысячи лет существования городов и государств»1.

Данная глава начинается с социально-экономической, политической оценки развития общества Месопотамии, которое по мысли автора, развивалось иначе, чем в других древних странах»2 (кроме Египта), в период, предшествующий началу господства 3 династии Ура (с 2111 г. до н. э.) В то время, как отмечает автор, непомерно вырос царский сектор хозяйства, включавший и хозяйство храмов; он-то и поглотил едва ли не большую часть сельскохозяйственных территорий и всё ремесло, тоже касается и обмена, который был целиком в руках царских агентов – тамкаров. Однако Дьяконов И. М. Не располагал данными о том, что и при 3 династии Ура общинно - частный сектор всё же не вовсе был вытеснен царским хозяйством или поглощен им. В протоколах судебных процессов упоминается «городской старейшина», который непосредственно относится к структуре общинного самоуправления. Отсюда автор делает вывод, что общины с какими-то правилами существовали и при династии Ура, причём эти права касались местного самоуправления.

Дьяконов И.М. отмечает деспотичность и жестокость этой династии. Но несмотря ни на что автор говорит о процессе расселения жителей за пределы городов.

1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.7

2 Тамже

Это явление было невозможно в предшествующий раннединастический период - период войн между собой всех отдельных мелких номов. Город не представлял собой нечто особенное, так как царский сектор настолько доминировал во всех отраслях экономики при 3 династии Ура, что именно он определял лицо нижнемесопотамского города того времени. Автор говорит о том, что город этот если и заслуживал внимания то только благодаря культуре вавилонской, оказавшей влияние «на культуру всего человечества»1. Начало 2 тысячелетия до н.э. - время этой эпохи, которая рассматривается в данной книге. Хотя 3 династия Ура оказала большое влияние на данный период, но положение в Нижней Месопотамии очень изменилось, по сравнению с предшествующей эпохой. Но пережитки ещё сохранились, так как речь идёт «не о процессе становления города, растущего естественным путём из более ранних общинных структур, а об образовании города особого типа, возникшего в результате крушения почти полной хозяйственной монополии деспотического царского хозяйства, которая господствовала здесь в предшествующий период»2. Далее автор рассказывает об истории царя Ибби-Суэна, его полководца Иссиби –Эрру, о событиях 2025-2004 гг., падении 3 династии Ура, Урского государства под ударами аморейских (западно-семитских) скотоводческих племён, нашествии эламитов (2003 - 1196 гг до н. э.), их уходе и оставлении ими древней столицы царям Иссина, которые с того времени стали её понемногу отстраивать.

Ниппур становится культовым центром. 100 - 150 лет спустя в Нижней Месопотамии можно встретить частные мастерские и частную торговлю. Система пайков была заменена раздачей царскохрамовой земли в частные владения. Войско в основном

_

1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.10

2 Там же

состояло из наёмников - амореев. Иссиме Даган-царь Иссмена (1953-1935 гг. до н.э.) сыграл большую роль в истории Ура. Он назначил в Ур в 1927г. до н.э. верховной жрицей свою дочь Эн-Анатум. В 1932 г. Гунгунум объявил себя в Ларсе царём. Он был потомком вождя южных амореев, которые после событий 2025-2004г. до н.э. стали селиться в городе Ларса, не оспаривая власть иссимских царей. Примеру Гунгунума вскоре последовали другие вожди аморейских племён. В течение 7 лет они захватили власть в Нижней и Верхней Месопотамии и в Сирии, точнее в городах ранних районов. Однако в первой половине 18 в. до н.э. Эти города за исключением Янхада были объединены под властью Хаммурапи вавилонского. Период правления амореев отмечен появлением международной торговли, которой теперь занимались владельцы общинной земли, ростом частного хозяйственного сектора, при этом основой подлинной собственности на недвижимость было членство в общине. Растет значение общинных органов самоуправления. Храмы возвращают себе положение центров своих общин, они получают значительную самостоятельность от царской власти, распространение получает купля-продажа храмовых должностей.

«Старо-вавилонский» период в истории Нижней Месопотамии был временем расцвета рабства, причём раба лишали права свидетельствовать в суде. В это время появляется небольшой внутренний рынок; широко расцветает ростовщический кредит; в Ларсе, но не в Уре широко распространена купля-продажа финиковых плантаций, а также полей. Купля земли в царстве Ларсы по большей части была запрещена. Земля считалась собственностью богов и общины. От общины обособились храмы и «дом» царя. Продажа земли, закабаление и обезземеливание бедноты считается нежелательным. Общество Ларсы делится на три класса:

1) класс, пользовавшийся эксплуатацией рабского и иллотского труда; это «царская семья и круг царских приближенных, которые жили за счет доходов с царского хозяйства и дележа налогов, верхушка храмового хозяйства и частные лица, члены городских сельских общин, имевшие рабов и эксплуатировавшие рабский труд»1;

2) класс, не эксплуатирующий никого и не эксплуатируемый; это «земледельцы, организованные в большие семейные общины, и ремесленники»2;

3) класс эксплуатируемых; это собственно рабы и иллоты. Дьяконов И. М. считает, что существующие сословия в царстве Ларсы обозначали по аналогии с царствами Эмнуны. Автор выделяет два таких сословия: 1) «все те люди царские и храмовые, которые были обязаны материальными поставками, включая иллотов, но исключая прямых рабов»3; 2) «все, кто обладал или по праву мог обладать недвижимой собственностью в составе городской или сельской общины»4. Таков социальный строй в концепции Дьяконова. Далее в первой главе перед нами развёртывается череда событий от военных походов Суму Эля и до правления Хаммурапи-Самсуилуна. Такова политическая история древнего государства.