Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX - первой трети XX веков
Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX - первой трети XX веков
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение . 3
Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков . 8
§1 Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки 8
§2 Распространение грамотности в Верхнем Прикамье 13
Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования . 27
§1 Создание и роль заводских школ 27
§2 Земские и церковно-приходские школы края . 40
Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае 54
§1 Создание коми-пермяцкой письменности 54
§2 Ликвидация неграмотности в крае . 57
Заключение 65
Список использованной литературы и источников 68
Список сокращений . 72
Приложение . 73
Введение.
Коми-Пермяцкий край в конце XIX – начале XX веков входил в состав Пермской губернии (Соликамский и Чердынский уезды). Небольшая часть пермяков проживала в Вятской губернии. Согласно данных первой Российской переписи населения Российской империи в Пермской губернии проживало 92112 коми-пермяков. В том числе зюздинцев – 9320, язьвинцев – 3843 (Чагин,2000,с.14).
В 1925 году, в год образования Коми-Прмяцкого автономного округа, коми-пермяков в крае насчитывалось 134 тысячи. В конце XIX века выделяются четыре этнографические группы коми пермяцкого населения:
1) косинско-камская (по рекам Каме, Лупье и Косе);
2) иньвенская (по рекам Иньве, Велве, Куве);
3) язьвинская (по реке Язьве);
4) зюздинская (Вятская губерния).
В данный период основными занятиями пермяков являлись пашенное земледелие, скотоводство, в меньшей степени в крае были развиты охотничьи и рыбацкие промыслы. В крае повсеместно применялся кабальный труд пермяков на графских заводах и рудниках.
В этот период важным аспектом в изучении истории коми-пермяков является распространение письменности в крае.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития народа определяет его образование. В настоящее время отсутствуют отдельные работы по становлению и развитию образования в Коми-Пермяцком крае в конце XIX - начале XX веков.
Изучение истоков зарождения и развития грамотности среди коми-пермяков и других народов Прикамья представляет большую ценность для исторической науки. Выявленные исторические закономерности и этапы культурного роста этноса помогут лучше разобраться в фундаментальных основах современных социально-педагогических проблем и наметить наиболее рациональные пути дальнейшего развития образования в Коми-Пермяцком автономном округе.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ и характеристика развития образования в Коми-Пермяцком крае в данный исторический период.
В соответствии с целью данного исследования решались следующие задачи:
- проанализировать роль Стефановской азбуки на развитие письменности в крае;
- охарактеризовать деятельность заводских школ края XIX века;
- проанализировать и описать деятельность земских и церковно-приходских школ исследуемого периода;
- охарактеризовать период становления коми-пермяцкой письменности и языка.
Предметом исследования является становление и развитие образования в Коми-Пермяцком крае.
Объектом исследования являются заводские, церковно-приходские и земские школы Коми-Пермяцкого края.
Хронологические рамки исследования охватывают середину XIX – I треть XX веков. Однако при необходимости в работе рассматриваются более ранние исторические периоды.
Методология и методы исследования. В данной работе использована совокупность общенаучных и исторических методов. Основными методами исследования являются описательный и сравнительно-исторический.
При проведении исследования автор опирался на принципы историзма и объективности.
Для анализа и понимания рассматриваемых в работе проблем использованы подходы, разработанные в трудах известных российских исследователей: С. А. Токарева, Ю. В. Бромлея, А. А. Воронова, Н. Ф. Мокшина, В. Е. Владыкина, Г. Н. Чагина и других.
Степень изученности проблематики и источниковая база исследования. Определенные сведения о развитии языка и письменности коми-пермяков содержатся в трудах ученых-путешественников Н. П. Рычкова (1772), И. И. Лепехина (1780), В. Н. Берха (1821) и других. Во II половине XIX века началось эпизодическое изучение развития языка и письменности пермяков. Появились первые этнографические историко-культурные работы, касающиеся проблем распространения грамотности среди пермяков: В. А. Хлопова (1852), Н. А. Рогова (1858), Н. Добротворского (1883), И. Н. Смирнова (1891), Ф. А. Теплоухова (1895),В. М. Яновича (1903) и др. в послереволюционный период развитию образования посвящены работы исследователей края А. Сыропятова (1924), Г. А. Старцева (1927), Н. И. Шишкина (1947), Д. И. Гусева (1957, 1958, 1964), В. Н. Белицер (1958), Г. Т. Бачева (1977, 1979, 1982, 1988, 1991, 1995), Ю. П. Зубова (1988, 1995), Г. Н. Чагина (1995, 1998, 2000), Ю. П. Шабаева (1996, 1998, 2000), А. Е. Коньшина (1999), Г. И. Мальцева (1998, 2000) и др.
Исследование основано на комплексе исторических и этнографических источников.
Из архивных источников использованы фонды Коми-Пермяцкого Государственного Архива (КПГА) и Государственного Архива Пермской области (ГАПО).
Существенным источником написания работы послужили материалы полевых экспедиций, Коми-Пермяцкого Окружного Краеведческого музея (КПОКМ), Коми-Пермяцкого отдела общественных наук института языка литературы и истории Коми Научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук (КПООН ИЯЛИ КНЦ УрО РАН).
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и обосновываются задачи исследования, описывается предмет, объект, хронологические рамки работы, степень изученности проблематики и источниковая база исследования, методология и методы исследования.
I глава называется “Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми азбуки”. В I параграфе описывается роль миссионерской деятельности Стефана Пермского для развития письменности в нашем крае. Во II параграфе характеризуется и описывается распространение грамотности в нашем крае в исследуемый период.
II глава называется “Распространение грамотности в Верхнем Прикамье”. В I параграфе описывается и раскрывается роль заводских школ в развитии образования края в исследуемый период. Во II параграфе характеризуется пргрессивная роль земских и церковно-приходских школ.
III глава называется “Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае”. Она посвящена вопросу развития образования на территории края в послереволюционный период и созданию коми-пермяцкой письменности и языка. В I параграфе раскрывается создание коми-пермяцкой национальной письменности. Во II параграфе описывается процесс ликвидации неграмотности на территории образовательного округа.
В заключении формулируются выводы и заключения по исследуемой работе.
В приложении даются графические изображения Стефановской азбуки, фотография первого религиозного заведения края – Плесинского монастыря и ксерокопии просветителей края и организаторов церковно-приходских училищ и школ.
Работа апробирована в 2000 году на межвузовской студенческой научной конференции в г. Перми.
Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков.
§1 Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки.
На формирование и развитие культурных ценностей коми-пермяцкого народа в течение тысячелетий оказывали влияние многие народы: скифы и сарматы, монголы и татары, башкиры и ханты. Об этом свидетельствуют археологические источники и коми-пермяцкий эпос (Прокошев,1976,с.3). Героические подвиги главных героев эпоса Кудым-Оша и Перы-Богатыря связаны с таежным севером и причерноморским югом, они рассказывают о былых межплеменных хозяйственных и культурных сношениях жителей Прикамья с вычегодскими” землями царицы Виджо”, Югрой и с жителями” Великих камней Тоссемь да Ялпынь-нэра” (мансийские названия горных вершин Северного Урала) (Климов,1991,с.73). Кудым-Ош женился на дочери мансийского вождя Манньяысе и у них родился богатырский сын Пера (Прокошев,1976,с.4).