Анализ хозяйственной деятельности
Анализ хозяйственной деятельности
I. Анализ производства и реализации продукции 2
1. Анализ объема и ассортимента продукции . 2
А) Динамика товарной продукции 2
В) Выполнение плана по ассортименту . 3
2. Анализ ритмичности производства . 4
3. Анализ отгрузки и реализации продукции 6
II. Анализ использования трудовых ресурсов . 8
1. Анализ производительности труда . 8
2. Анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости продукции . 11
III. Анализ фонда заработной платы . 13
1. Анализ переменной части заработной платы 13
2. Анализ повременного фонда оплаты труда 14
IV. Анализ использования основных производственных фондов . 16
1. Анализ технического уровня развития предприятия 16
2. Анализ эффективности использования основных фондов 17
V. Анализ использования материальных ресурсов . 21
1. Обеспечение потребности материальных ресурсов договорами и фактическое их выполнение. 21
2. Состояние запасов материальных ресурсов 23
3. Анализ использования материалоемкости ресурсов 24
VI. Анализ себестоимости продукции 27
1. Анализ затрат на рубль товарной продукции . 27
2. Анализ прямых материальных затрат 28
3. Анализ прямых трудовых затрат . 29
VII. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 31
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции 31
2. Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала. _33
Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 1.
Год |
Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
| |||||
Базисные |
Цепные |
| ||||||
|
1995 |
57800 |
100% |
100% | ||||
|
1996 |
60200 |
104% |
104% | ||||
|
1997 |
58300 |
101% |
97% | ||||
|
1998 |
63400 |
110% |
109% | ||||
|
1999 |
65800 |
114% |
104% | ||||
Из таблицы видно, что за 5 лет объем товарной продукции увеличился на 10,22 %. Темп роста можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной.
=
Тпр =103,33 –100 = 3,33 %
Итак, среднегодовой темп прироста по цепным показателям составляет 3,33%, значит за каждый год в среднем имеем прирост 3,33%.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.
Таблица 2.
Изделие |
Товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб. |
Выполнение плана, % |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб. | |
План |
Факт | |||
|
36700 |
32300 |
88% |
32 300 |
B |
34300 |
29700 |
87% |
29 700 |
C |
25200 |
34800 |
138% |
25 200 |
D |
22200 |
25600 |
115% |
22 200 |
Итого |
118400 |
122400 |
103% |
109 400 |
Оценить выполнение плана по ассортименту можно тремя способами.
1. По способу наименьшего процента. Т.е. мы, сравнивая показатели выполнения плана, находим наименьший процент. Он составил 87%.
2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
Видно, что план выполнен по изделиям C и D (138 и 115 % соответственно). По изделиям А и В план не выполнен (88 и 87 % соответственно). Таким образом, можно сказать, что план выполнен на 50%.
3. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 92,4 % т.е. (109400/118400)*100% .
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.