Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века

Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века

ПЛАН РЕФЕРАТА

Введение……………………………………………………………………….…1

Глава I. Колебания торговой политики при Александре I…………… 3

Глава II. Внутренняя торговля………………………………………………8

Глава III. Внешняя торговля………………………………………… .……15

Глава IV. Транспорт………………………………………………………… .19

Глава V. Итоги развития транспорта и торговли………………………….22

Заключение…………………………………………………………………… .24

Примечания…………………………………………………………………… 26

Cписок литературы…………………………………………………………….27

Приложение…………………………………………………………………… 28

Введение

В первой половине XIX века процесс разложения феодализма в России носил крайне ост­рый и противоречивый характер, что было обусловлено многообра­зием социально-экономических условий огромной по террито-риаль­ным масштабам страны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостников во главе с царским самодержа­вием. В этот исторический период в недрах феодально-крепостниче­ской России уси-ливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые, отживающие формы хозяйства. Этот прогрес-сирующий процесс имел глубокие причины: рост общественного разделения труда и внутреннего рынка, широкое распространение крестьянских неземле-дельческих промыслов, усилившееся первоначальное накопление капитала, развитие капиталистической мануфактуры, рост торгово-промышленных го-родов и селений, укрепление международных торговых отношений.

Первая половина XIX века явилась для нашей страны временем значи-тельного расширения и развития внутреннего рынка. Важнейшим фактором этих процессов в экономике России стало прогрессирующее обществен­ное разделение труда, которое выражалось во все большем отделе­нии промыш-ленности от земледелия, в четком размежевании про­мышленных и земле-дельческих районов, в широкой порайонной производственной специали-зации, росте промышленных городов, в усиливающейся диверсификации промышленного производства, возрастающей мобильности населения.

Важно заметить, что с точки зрения хозяйственного прогресса рынок не должен пониматься исключительно в смысле территориально ограниченной сферы торгового обращения. В таком случае можно сказать, что нацио-нальный рынок - простая, невзаимосвязанная совокупность местных рынков. Однако, когда в подобном приведенному ниже исследовании идёт речь о едином национальном (всероссийском) рынке, то имеется в виду не просто совокупность местных рынков, а ещё и нечто другое: наличие органической взаимосвязи и взаимозависимости местных рынков, образующих такую систему, в которой каждый местный рынок является необходимым элемен-том большого хозяйственного организма - общенационального рынка, и в которой экономические отношения между производителями и потребите-лями выражаются через существующие на общенациональном рынке соотно-шение спроса и предложения, а также структуру цен. С этих позиций именно первая половина XIX века представляет интерес для исследования торговых отношений в России и, в частности, особенностей функционирования уже сложившегося в ту эпоху единого национального рынка.

Развитие общественного разделения труда ярко выражалось в росте территориального разделения труда, в углублении меж­районной специа-лизации в сферах промышленности и сельского хозяйства, что имело след-ствием повышение производительности труда, а в конечном счете увели-чение товарности всех ведущих от­раслей народного хозяйства России, и как результат этого про­цесса - рост товарной массы, увеличение объема внут-реннего все­российского рынка. В свою очередь, складывание единого внут­реннего рынка способствовало успешной мобилизации материаль­ных и при-родных ресурсов страны для повышения ее экономичес­кого потенциала, усиливало углубление общественного разделения труда, стимулировало раз-витие капиталистических отношений.

Прогрессирующее общественное разделение труда, рост обще­рос-сийского рынка разлагающе действовали на феодально-крепост­ническое хозяйство, разрушая постепенно его территориальную обособленность и связывая его узами товарно-денежных отноше­ний: с ростом городов и промышленных селений увеличивался спрос городского и промышленного населения на продукцию сельского хозяйства.

Развитие товарного производства все более втягивало дорефор­менную Россию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля стала приобретать новое содержание и значение для экономики страны. Помещичий хлеб стал составлять основную статью российского экспорта. К середине XIX века Россия становится одним из главных поставщиков хлеба на европейском рынке. Осо­бенно быстро стал расти хлебный экспорт из России после отмены в 1846 году хлебных законов в Англии, ограни-чивавших ввоз хлеба на английский рынок.

Период первой половины XIX века в научной литературе в целом, говоря об углублении тенденций к дальнейшему развитию внутреннего рынка и внешней торговли, получил положительную оценку в иссле-дованных мной работах таких авторов, как профессор Ф.Я. Полянский ("Пер-воначальное накопление капитала в России"), Б.Н. Миронов ("Внутренний рынок России во второй половине XVIII - Первой половине XIX века"), про-фессоров Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова М.В. Конотопова и С.И. Сметанина ("История экономики") и других. В то же время время перечисленные мной авторы отмечают недостаточность и сла-бость развития конкурентоспособного в сравнении с европейским фабрич-ного производства в стране, что, естественно, могло бы явиться серьёзным стимулом к более глубокому качествеенному и количественному росту этих сфер российской экономики.

Глава I. Колебания торговой политики при Александре I.

Вступление на престол Александра I, как известно, было встречено русским обществом с самыми широкими надеждами. Новое правительство деятельно принялось за преобразовательную работу в либеральном духе.

Судя по дневнику Александра I, он имел достаточно развёрнутую прграмму по реформированию российской общественной и экономической реальности. О серъёзности его намерений свидетельствует тот факт, что сра-зу же по вступлении на императорский престол он прекратил раздачу го-сударственных крестьян в частую собственность, чем остановил распрос-транение крепостничества вширь (удельный вес крепостного населения в общей его численности с того времени стал устойчиво сокращаться - с 50% в начале XIX века до 1/3 к моменту освобождения крестьян). А ведь именно крепостнические устои являлись колоссальной тормозящей силой на пути развития капитализма в России. В последствии Александр I продолжил движение реформ в этом направлении (указ о вольных хлебопашцах 1803 года, практическое уничтожение крепостного права в Эстляндии, Лифлян-дии и Курляндии), что к сожалению не получило достойного развития.1

Новый курс политики сказался и на отношении правительства к эконо-

мическим вопросам (к примеру, по приказанию министра финансов был сделан перевод знаменитой книги Адама Смита "О богатстве народов", а в 1803 году была открыта первая в России кафедра политической экономии в Академии наук).2 Предполагалось поднятие общего уровня купечества путем расширения его прав, заведения коммерческой газеты, издания коммерческих отчетов.

Уже на третий день нового царствования (14 марта 1801 года) был отменён запрет Павла I на вывоз русских товаров за границу и снято эмбарго с английских торговых кораблей. Вслед за тем был заключен новый тор-говый договор с Англией, а с Францией мир и договор на основаниях трак-тата 1786 года. Во внешней торговле было решено руководствоваться тамо-женным тарифом 1797 года.