Особенности Московской Руси

Особенности Московской Руси

Рождение Московского государства

Середина пятнадцатого столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области. Каждый из них проводил относительно независимую внутреннюю политику и противостоял всем внешним врагам. Такими центрами были Москва, Новгород Великий, Тверь, литовская столица- Вильно.

Но почему же именно Москва стала во главе других русских княжеств? Разные историки давали различные ответы на этот вопрос. Одни историки утверждают, что Москва обязана своим могуществом покровительству Орды. Другие ученые объясняют силу Московского княжества выгодами его географического положения, контролем над речными торговыми путями и связанными с этим экономическими преимуществами. Третьи - связывают это с перемещением в Москву резиденции митрополита всея Руси, а следовательно, и духовного центра русских земель. Также, безусловно, важно хорошее умение московских правителей вести хозяйство и честными и нечестными способами преумножать свое богатство. Но, по всей видимости, решающую роль в возвышении Москвы сыграл “демографический” фактор. В Подмосковье шел постоянный приток населения из земель, подвергавшихся частым нападениям ордынцев. Этот приток усиливало освоение новых, ранее не вовлеченных в хозяйственный оборот подмосковных земель. Действие всех этих факторов в совокупности во многом и определило такое возвышение Москвы.

Еще в 70-ых годах тринадцатого века Московское княжество входило в великое княжение Владимирское и управлялось княжескими тиунами-наместниками, а уже два столетия спустя Москва стала центром централизованного русского государства. Основной вклад в объединение русских земель вокруг Москвы внес великий князь Иван Третий.

Главной целью Ивана III во внутренней политике было распространение великокняжеской власти на всю Великороссию, а в конечном счете, на всю Русь. В сферу его политической деятельности. Таким образом, вовлекалось не только Великое княжество Московское, но также и многие другие части Руси. Поэтому его цели можно охарактеризовать как национально русские, а не специфически московские. Старая формулировка в титуле московских великих князей, Всея Руси, теперь приобретала дополнительное значение.

Задача, стоявшая перед Иваном III при проведении его национальной политики, имела две стороны.

Во-первых, он должен был присоединить к Москве еще до сих пор независимые русские земли.

Во-вторых, великому князю следовало ограничить власть своих братьев и других удельных князей.

Иван III не любил скоропалительных решений, поэтому процесс объединения Великороссии продолжался весь период его правления. При восшествии на престол Ивана III Великороссия была еще далека от политического единства. Кроме Великого княжества Московского существовали еще два великих княжения (тверское и рязанское), два княжества (ярославское и ростовское) и три города-республики (Новгород, Псков и Вятка).

Все братья Василия II Темного (отца Ивана III) умерли бездетными, поэтому он в своем завещании и распоряжении “благословил” Ивана III (старшего сына) великим княжеством и отдал в его непосредственное управление около половины территории, а оставшиеся земли разделил между четырьмя своими младшими сыновьями. Из братьев Ивана III Юрию достался Дмитров, Андрею Большому – Углич, Борису – Волок, Андрею Меньшому – Вологда. За время своего правления Иван III присоединил к своим владениям все земли своих братьев за исключением Волока (его к Москве присоединил в1513 году его сын – Василий III).

Также успешно решалась задача присоединения к Московскому государству до этого независимых русских земель. В период с 1464 по 1486 год Москвой были покорены или поставлены в непосредственную зависимость от нее Рязань, Новгород, Тверь и Вятка. В результате этих присоединений к концу правления Ивана III (он умер в 1505 году) лишь часть рязанского княжества и Псков оставались в Великороссии самостоятельными государствами. Их к московскому государству присоединил Василий III. Так было завершено объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы в единое централизованное государство.

Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления Ивана III и до эпохи реформ Петра I Великого). За это время в России сменилась царствующая династия, прошел период смутного времени. Рассмотрим каковыми были и как менялись основные сферы жизни русского средневекового общества в течение всего периода московской государственности.

Органы управления

Как уже говорилось ранее, главной задачей внутренней политики, проводимой Иваном III, было распространение великокняжеской политической власти на все русские княжества. Но подчинение Москве всех прежде независимых русских земель еще совсем не означало действительного единства России. Необходимо было привести органы государственного управления и администрации к единообразию. Была установлена новая форма национального великорусского государства. Теперь было нужно заполнить эту новую форму новым содержанием. Необходимо было привлечь администрации вновь присоединенных территорий к решению общенациональных задач и привести к согласованности действия центральных и местных органов власти. Решая эту задачу, Иван III также не принимал скоропалительных решений и действовал медленно и осторожно. Благодаря этому, местные органы управления каждого государства после присоединения к Москве имели определенные свои прежние черты. Таким образом, новая присоединенная территория сохраняла некоторую степень административной автономии. К достижению единства в системе управления новое русское централизованное государство шло постепенно.

В первой половине XV века московская администрация представляла собой соединение двух различных систем управления. Первая система- это государственное управление в прямом смысле этого термина. К ней относились сбор налогов, система призыва на военную службу, судопроизводство. Вторую систему можно назвать дворцовым управлением. Дворцовая администрация отвечала за содержание войск великокняжеской гвардии, управление владениями великого князя, функционирование специальных дворцовых служб (сокольничьей, конюшенной, охотничьей), снабжение великокняжеского дворца.

Какие органы власти осуществляли управление в Московском государстве? Главными элементами системы управления были приказы (предшественники петровских коллегий и министерств XIX века). При этом следует заметить, что в конце XV-началеXVI вв. приказы только начинали формироваться. Часто они были временными, то есть 9занимались каким-либо одним вопросом, после решения которого учреждение ликвидировалось. Окончательно система приказов сложилась только во время правления Ивана IV Грозного. Она состояла из 23 учреждений. И хотя число приказов не переставало расти, основы приказной системы, заложенной во время правления Ивана IV Грозного, сохранились вплоть до ликвидации приказов в начале XVIII века. Приказы занимались как государственными, так и частными (так называемыми “челобитчиковыми”) делами. Сферой деятельности приказов были все грани государственной политики. Приведем примеры названий приказов с указанием рода их деятельности. Разрядный приказ- все военные дела (Стрелецкий и Пушкарский - управление специальными группами служивых людей [соответственно стрельцами и пушкарями]). Поместный приказ- распоряжение земельным фондом страны. Приказ Большого прихода - система сбора налогов с населения. Разбойный приказ- разбор уголовных дел. Ямской приказ- обеспечение связи Москвы с внутренними районами страны. Посольский приказ - внешняя политика Московского государства. Это основные приказы общегосударственного значения. Также существовали более мелкие приказы и приказы, созданные для управления вновь присоединенными к России областями (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Малороссийский приказ, Городовой приказ [управление землями Прибалтики]). В середине XVII века перед приказом Тайных дел и Счетным приказом была поставлена задача контролировать работу других приказных учреждений.