Осень 1998 года
Осень 1998 года
Осень 1998 года - самый трудный период за все годы радикальных экономических реформ, проводимых в России. Кризис, о возможности и неизбежности которого давно предупреждали ведущие экономисты нашей страны и зарубежные представители экономической науки. Кризис похоронил под собой всю денежно-финансовую систему страны. Возникает вопрос: как предотвратить и уменьшить последствия произошедшего кризиса.
В настоящее время не ясны более или менее отдаленные перспективы, невозможно предвидеть даже ближайшее будущее в пределах нескольких осенне-зимних месяцев. В своем реферате мне хотелось бы рассмотреть, каковы возможные причины произошедшего кризиса и каковы возможные варианты выхода из сложившегося положения.
Причины произошедшего кризиса.
Причины кризиса лежат не только в экономике, но и в морали, психологии, общем взгляде на жизнь представителей высших эшелонов политической власти, в пренебрежении к такому основному фактору экономической жизни, как доверие людей, обывателей, к своему государству, правительству, жизни вообще. В конечном итоге все – общий экономический климат в стране, отторжение или успех реформ, устойчивости денежно-финансовой системы, бюджет и налоговые поступления, производство, инвестиционный процесс, социальная стабильность и т.д. – зависит от того, доверяет ли обыватель установившимся вокруг него условиям жизни или живет в постоянном страхе, в ожидании какого-то нового удара со стороны властей: конфискации сбережений, резкого падения или невыплаты зарплаты, вспышки некомпенсируемой инфляции и т.д.
Началом кризиса можно считать конфискацию сбережений 1992 года, которая подорвала доверие населения к только что возникшему российскому государству и правительству реформаторов. Все последующие действия правительства лишь усугубляли пропасть между народом и новой власти. В России стремительно возникали огромные состояния не совсем законным путем. Наступление эры криминального государства и невозможность доверять реформам были подтверждены следующими явлениями:
q приватизация и фактически бесплатная раздача огромной государственной собственности между номенклатурой и несколькими удачливыми дельцами;
q режим 'экспортных квот', позволявший, используя колоссальную разницу между внутренними и мировыми ценами, получать огромные доходы и оставлять их основную часть за границей;
q таможенные льготы разного рода 'ветеранским', 'спортивным' и церковным организациям, особенно на спиртное, табак, многие виды продовольствия, автомобили;
q обращение огромных бюджетных денег через уполномоченные банки, дополненное впоследствии продажей банкам краткосрочных государственных обязательств под невиданно высокий процент;
q криминальные операции: финансовые 'пирамиды', подпольное производство и контрабанда спиртного, расхищение и продажа военного имущества, коррупция, рэкет, торговля наркотиками и т.д.
Одновременно вопреки всем разумным практическим и теоретическим доводам в стране проводилась политика чрезмерного сужения денежной массы, создания денежного 'голода', лишившая большинство предприятий как текущих, так и инвестиционных средств к существованию. В любой здоровой экономике количество денег в обращении составляет приблизительно 70-100% к ВВП, в России – всего 12-15%. Экономика России фактически вернулась в состояние безденежной, натуральной экономики. Приблизительно 30% экономического оборота обслуживается нормальными деньгами, оставшиеся 70% - бартер и разного рода суррогатные денежные сделки.
По это причине возникают и всеобщие неплатежи: бюджет не платит предприятиям за выполненные государственные заказы, не выплачивает пенсии, зарплату работникам бюджетной сферы. Предприятия в свою очередь не платят налоги в бюджет, друг другу, банкам, своим работникам, не делают отчислений в Пенсионный и другие фонды и т.д. Образовался 'заколдованный круг', и виновником его является бюджет. Известно, рубль, вовремя не выплаченный из государственной казны, порождает до 6 и более рублей не платежей по всей цепи экономических отношений.
Неплатежи государства по своим обязательствам во всем мире считаются либо банкротством, либо преступлением. В нашей стране их предпочитают называть 'антиинфляционной политикой'.
В рамках 'антиинфляционной политики' наше правительство и Центробанк вместо регулируемой эмиссии (вполне законного и практичного средства покрытия бюджетного дефицита в умеренных масштабах, применяемого во всем мире) решили использовать принцип финансовой 'пирамиды', обеспечив по выпускам разного рода краткосрочных государственных ценных бумаг (займов) фантастический уровень прибыли Центробанку, Сбербанку и другим участникам – от 50 иногда до 200 и более процентов годовых. В результате все свободные деньги ушли из реальной экономики на рынок ГКО. Банки хотели получить более высокий процент годовой прибыли, чем 5-10%, которые считаются нормальным процентом прибыли во всем мире.
Свою несостоятельность показала и примитивно-фискальная налоговая политика правительства. Она вытолкнула более сорока процентов Российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу.
Между тем многие традиционные доходы Российского государства, например, акциз на алкоголь, уже целые годы как полностью или частично отданы подпольным производителям и контрабандистам. Однако, одним из последних шагов в этой сфере российского правительства является введение государственной монополии на алкогольную продукцию.
Для нашей страны характерно не поддающееся никаким разумным объяснениям пренебрежение к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Денежно-финансовые власти страны, Сбербанк, многие коммерческие не только не старались привлечь в организованную банковскую систему личные сбережения граждан, но и зачастую действовали наоборот: Сбербанк длительное время удерживал фактически минусовый процент по частным вкладам.
У населения в России на руках находится приблизительно 40-60 млрд. долл., в организованную банковскую систему на валютные вклады вложено 2-3 млрд. долл. Некоторая часть (примерно ¼) этих остающихся вне банковского оборота денег находится в деле, у 'челноков', но основная часть не задействована. Причина этого – полная не доверие людей к банкам, хотя некоторые из них в последние годы выплачивали по частным вкладам очень высокие проценты. Как показали недавние события, это недоверие оказалось совершенно оправданным: кто не вложил деньги в банк – выиграл, а кто вложил – проиграл.
Еще одна серьезная проблема – продолжающееся бегство отечественного капитала за рубеж. По разным оценкам, из России за 90-е годы эмигрировало приблизительно 300-400 млрд. долл., что более чем в 1,5-2 раза превышает нашу задолженность внешнему миру, а с учетом многих не выплаченных нам внешних долгов – в 3 раза. В настоящее время не мир финансирует Россию, а наша страна помогает финансировать мир.
Еще одна стратегическая ошибка последних лет – допуск в страну доллара и установления с самого начала неоправданно высокого курса рубля по отношению к нему. Не был использован опыт российской экономики 20-ых годов – выпустить параллельную, стабильную и полностью конвертируемую национальную валюту с твердым курсом ('червонец'). Вместо этого в страну был допущена чужая, неподконтрольная валюта. Таким образом, доллар превратился в истинного хозяина российской экономики. Кроме того, был установлен не реальный, резко заниженный курс, на поддержку которого Центробанк потратил впустую несколько десятков миллиардов долларов.
Более того, эти столь необходимые резервы были фактически затрачены на затруднение российского экспорта (особенно экспорта с повышенной обработкой) и в то же время на поддержание наших внешних конкурентов и импортеров продукции, создавая новые рабочие места не в России, а за рубежом.
В то же время Китай, Индия и большинство других стран, осуществляющих в настоящее время массированный прорыв на мировые рынки, специально удерживает курс своей национальной валюты в 4-5 раз ниже ее действительной покупательной способности, чтобы тем самым помочь своим экспортерам. В результате накопленные валютные резервы в России составляют приблизительно 12 млрд. долл., а в Китае (даже без Гонконга) – более 200 млрд. долл. Несмотря на искусственно завышенный курс рубля, Центробанк пытался установить твердый валютный коридор вплоть до 2001 года.