Московское масонство
Московское масонство
К началу XVIII века на то место, которое в средневековом мировоззрении занимала церковь, было поставлено государство. Крупнейшие церковные иерархи, выдвигавшиеся правительством, способствовали этому. Так, Феофан Прокопович (1681 — 1736), архиепископ новгородский, утверждал, что “хорошим служением государству человек спасает свою душу и стяжает вечное блаженство, а тщательным, но во вред служебным обязанностям исполнением должности христианина может лишиться спасения души”. Однако душа просвещённого русского человека алкала духовного утешения, а не только удовлетворения “хорошим служением государству”. Церковь, полностью подчинённая светской власти, монарху, уже не могла поднять человека к “духовным Небесам”. К тому же, наряду с небольшим количеством высокообразованных иерархов, большинство среди её служителей составляли люди малообразованные и суеверные. В этих-то условиях масонское движение стало как бы дополнением к православию, помогая человеку обрести себя. Масонство, по всей видимости, ведёт свою родословную от скромного лондонского клуба начала XVIII века. Истоки существования таких клубов, возможно, теряются в глубине веков, а может быть, напротив, сравнительно поздний союз масонов привязал свое происхождение к чему-то более древнему, а именно — к старым цеховым объединениям, ремесленным гильдиям строительных рабочих; отсюда и происходит название: free mason — “свободный каменщик” . В 20-х годах XVIII века масонство объявляет себя объединяющим центром, который должен связать узами дружбы людей, бывших доселе чужими. Предполагалось, что это будет союз, одухотворенный идеями братства и духовной свободы, принципами терпимости и гуманности. Союз этот должен был стать своеобразным духовным противостоянием, позволяющим человеку в условиях абсолютистских европейских государств иметь свой, независимый уголок. Целью союза становилось достижение земного Эдема, царства любви и истины, “строительство духовного храма премудрости в сердцах человеческих” , как говорили сами масоны. Историки масонства изучают разные системы этого учения (английскую, шведскую, шведско-берлинскую, розенкрейцерство и др.), разные ложи (“Астарта”, “Озирис”, “Латона”, “Клио” и пр.), а также тонкости принятой в той или иной ложе символики, деление на степени (“градусы”), прохождение свободных каменьщиков по “служебной лестнице”: младший и старший надзиратели, казначей, ритор, мастер ложи и т.д. В разных странах и в разные времена масонские ложи могли иметь совершенно разный смысл, разную смысловую нагрузку. В своих занятиях кто-то ориентировался на алхимию и астрологию, искал “философский камень” и “эликсир жизни”, мечтал облагодетельствовать человечество; кто-то изучал и разрабатывал символику; кто-то увлекся магнетизмом (вспомним графа Калиостро, его широкую популярность, или “животный магнетизм” Месмера); другие же серьёзно занимались благотворительностью и просвещением. Исследователь масонства не без иронии пишет: “В литературе XVIII века был в моде тип такого сверхчеловека с печатью никогда не исчезающей серьёзности на челе, со скрытым огнём в очах. Эта демоническая фигура, окружённая постоянной атмосферой чудес, наделённая каким-то высоким знанием и вызывающая к себе величайшее почтение и страх во всех окружающих, была особенно предметом культа со стороны образованной аристократической молодёжи”. Часто людей интересовала чисто внешняя, обрядовая сторона масонства, их символика и ритуалы. Перстни с черепами (Адамовой головой), напоминающие о бренности всего земного, заколки в галстуках, запонки, ленты, фартуки, перчатки, молотки, наугольники, циркули — во всём этом находили завораживающую экзотику. В числе масонов Западной Европы были писатели и политические деятели, астрономы и скульпторы, короли и изобретатели . Перечислим лишь несколько имён: Вольтер, Парни, Дантон, Лафатер, прусский король Фридрих II, английский король Карл-Эдуард III, Бенджамин Франклин, Жозеф Делиль (французский астроном, работавший в России), Гудон, Гердер, Гёте, Джордж Вашингтон, Лессинг, братья Монгольфье и многие, многие другие, всех назвать невозможно . Со временем в масонстве стали возникать политический уклон и деловой рационализм, что (как ни странно) не мешало религиозной экзальтации, склонности к мистицизму и повышенной чувствительности . Как и другие модные западные теории, масонство было завезено в Россию. Первые сведения об увлечении им нашего общества относятся к 30-м годам XVIII века, и, похоже, сначала масонство являлось просто модной забавой. Лишь с середины столетия оно получает в России широкое распространение и приобретает свой собственный характер, свой особый смысл. Петербургское масонство числило в своём составе множество лиц, которых привлекали пышные титулы и церемонии, а также возможность иметь нечто таинственно-общее с сильными мира сего. Приобщение к масонству могло иметь и другие причины и поводы: кого влекло любопытство, кого — тщеславие, кого — чувство избранности, приподнятости над толпой. Но нас более всего интересует тот внутренний смысл масонской деятельности, который оказал существенное влияние на русское общество конца XVIII — начала XIX века. Немало людей обращались тогда к масонству из потребности в общественной деятельности, из желания отгородиться от всепроникающих щупалец государства и получить истинное религиозно-нравственное воспитание. Искания этих людей могли принять совершенно разную форму, но сложилось так, что они действовали именно в рамках масонства. Другой совместной формы деятельности в то время не возникло. Пожалуй, существовала она в усадьбах (подобно кружку Николая Львова — Гавриила Державина), но там это носило обычно узкий характер, замкнутый на самоё себя. Подавляющее же большинство активных культурных людей России того периода становилось масонами. Именно это — просветительское — направление победило в московском масонстве последней четверти XVIII века. Забота о нравственном совершенствовании, пониманимаемая как первая ступень гражданского созревания, была в высшей степени свойственна русским масонам конца столетия. Они чуждались политики, устремляя все свои силы в сферу образования и воспитания. Историк русской культуры Б.И.Краснобаев утверждал, что нельзя пройти мимо масонства, так как к нему принадлежали многие деятели культуры XVIII века и оно “формировало определённый тип человека — с особой напряженностью интересов, характером поведения, принципами морали” . Крупнейшим культурным очагом страны был Московский университет. В XVIII веке он играл одну из первостепенных, уникальных ролей в истории русской культуры. Здесь шло становление нового типа личности, новых отношений между людьми, вырабатывались национальные ценности; здесь впервые поразительных масштабов достигла инициатива группы единомышленников. Основатель Университета Иван Иванович Шувалов привлёк к работе в нём Михаила Матвеевича Хераскова — одного из образованнейших и талантливейших литераторов того времени, драматурга, прозаика, поэта. В 1763 - 70 годах Херасков был директором Московского университета, а в 1778 - 1802-м — его куратором. Михаил Матвеевич воспринял кураторство не как синекуру, а как дело жизни. Сам будучи масоном (и даже автором масонского символико-аллегорического романа), Херасков пригласил к сотрудничеству издателя Николая Ивановича Новикова и в 1779 году отдал ему в аренду университетскую типографию. Началось славное “новиковское десятилетие” (А.И.Герцен). Николай Иванович был человеком исключительно деятельным, разумным, гуманным; он выделялся даже среди выдающихся людей. Свою задачу Новиков видел в том, чтобы сделать издаваемые им книги доступными для широких кругов читателей, особенно для читателей провинциальных (т.е. для всей России). Он нередко продавал книги по заниженной цене, явно не окупавшей издание. Нравственную пользу от распространяемых им книг Новиков ставил гораздо выше материальной выгоды. Он мог даже купить рукопись, которую счёл безнравственной, с тем чтобы сжечь её, не дав возможности другому издателю напечатать книгу, “распространяющ