Ленинградская ордена Ленина лесотехническая академия имени С.М.Кирова
Ленинградская ордена Ленина лесотехническая академия имени С.М.Кирова
СОДЕРЖАНИЕ
I. Предисловие.
II. Введение.
III. Дооктябрьский период 1803-1917:
1) Возникновение и развитие лесного института:
а) Царскосельский – Санкт-Петербургский
практический лесной институт (1803-1836);
б) Санкт-Петербургский лесной и
межевой институт (1837-1878);
в) Санкт-Петербургский лесной институт (1878-1901);
г) Санкт-Петербургский лесной институт (1902-1917).
2) Лесной институт – крупнейший учебный и
научный центр лесного хозяйства.
IV. Вклад ученых лесного института в развитие
отечественной науки.
V. Из революционного прошлого лесного института:
1) на заре студенческого движения (до 80-х гг. XIX в.);
2) в период зарождения социал-демократического
движения (1880-1900).
VI. Заключение.
I. Предисловие
Ленинградская ордена Ленина лесотехническая академия имени С. М. Кирова—старейшее и самое крупное в мире высшее лесное учебное заведение. История Лесотехнической академии отражает этапы возникновения и развития лесного образования и лесной науки, связанных с опытом ведения хозяйства в русских лесах более чем за полтора столетия — от организации примитивных лесных промыслов до современной лесной социалистической индустрии.
История академии представляет интерес и для зарубежных специалистов лесного дела — ученых и практиков лесного хозяйства, лесозаготовок, деревообработки, целлюлозно-бумажной, лесохимической и гидролизной промышленности.
II. Введение
Народы отсталой царской России, пробужденные Великой Октябрьской социалистической революцией и направляемые партией Ленина, в короткие исторические сроки превратили страну массовой неграмотности и примитивной техники в одну из самых передовых держав мира, достигших вершин науки, техники и культуры.
Огромные сдвиги произошли в лесном хозяйстве, лесной промышленности и в подготовке лесных специалистов в нашей стране за годы Советской власти. Одним из ярких примеров может служить превращение Петербургского лесного института в Ленинградскую лесотехническую академию.
За годы Советской власти Лесотехническая академия стала крупнейшим вузом, готовящим инженеров и научных работников по всем специальностям лесного хозяйства и лесной промышленности.
Возникшее в 1803 году первое в России высшее лесное учебное заведение для подготовки специалистов лесного хозяйства выпустило за весь предреволюционный период до 1917 года всего 4300 ученых лесоводов; в среднем это составило 37 человек в год. Таковы были темпы подготовки специалистов лесного дела в царской России.
С первых лет своего существования Лесной институт стал центром русской лесной науки. Широко известны имена ученых Лесного института — лесоводов А. Ф. Рудзкого, Д. М. Кравчинского, Г. Ф. Морозова, В. Д. Огиевского, химика М. Г. Кучерова, почвоведа П. А. Костычева, ботаника И. П. Бородина, энтомолога Н. А. Холодковского и других, много сделавших для развития лесного образования в России.
В институте читал лекции известный лесовод профессор Н. В. Шелгунов — соратник Н. Г. Чернышевского по революционной борьбе; в 1857 г. его окончил Валерий Врублевский — видный деятель международного революционного движения, ставший впоследствии генералом Парижской Коммуны. В институте работал талантливый химик и видный общественный деятель А. Н. Энгельгардт, сосланный царским правительством «за возбуждение молодых умов». Здесь бывал на студенческих сходках М. Горький.
Вызванные революцией коренные изменения в лесном хозяйстве и лесной промышленности потребовали подготовки большого числа высококвалифицированных, идейно вооруженных специалистов. Двери Лесного института широко раскрылись для трудящейся молодежи. Из года в год возрастало количество студентов и преподавателей, быстрыми темпами увеличивался выпуск инженеров. По мере усложнения производства непрерывно повышалось число специальностей по лесному хозяйству и лесной промышленности.
Быстрый рост численности студентов и преподавателей, выполнение ряда крупных научно-исследовательских работ и создание прочной материальной базы привлекли в эти годы в академию много крупных ученых. Здесь успешно работали академики В. Н. Сукачев, Н. Н. Павловский, К. К. Гедройц, И. В. Тюрин, члены- -корреспонденты АН СССР профессора Л. А. Иванов и Н. И. Никитин, профессора М. М. Орлов, М. Е. Ткаченко, Н. П. Кобранов, В. Н. Михайлов, Д. Ф. Шапиро и другие.
III. Дооктябрьский период 1803-1917
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ИНСТИТУТА
Лесной институт — одно из старейших высших учебных заведений в России, первая в мире высшая лесная школа — прошел до Великого Октября 1917 года более чем вековой путь.
В развитии Лесного института за этот период следует различать пять основных этапов, тесно связанных с общеисторическим процессом развития нашей страны, с прогрессом русской науки и культуры, с общенародным освободительным движением против царского самодержавия.
Первоначальные два этапа относятся к периоду разложения крепостничества и развития капиталистических отношений в России и охватывают 1803—1864 гг.
На первом этапе (1803— 1836) происходило формирование института как гражданского высшего учебного заведения, создавалась его материальная база.
На втором этапе (1837— 1864) институт представлял собой военное учебное заведение типа кадетского корпуса. В организации всей учебной работы важную роль сыграла органическая связь института со специально образованным тогда Лисинским учебным лесничеством как базой практического обучения воспитанников.
Третий и четвертый этапы относятся к периоду промышленного капитализма в нашей стране и в организационном отношении укладываются в исторический отрезок 1865—1901 гг.
Характерной особенностью третьего этапа (1865— 1877) является то, что в стенах единого учебного заведения гражданского типа лесное образование сочетается с агрономическим.
На четвертом этапе (1878— 1901) Лесной институт предстает перед нами как вполне сложившееся специальное высшее лесное учебное заведение. Оно дает широкое лесохозяйственное образование преимущественно на биологической основе и выпускает «ученых лесоводов».
На пятом этапе, совпадающем с периодом развития в России империализма (1902—1917), возросла потребность в специалистах для развивающейся промышленности, в подготовку ученых лесоводов начинают внедряться технические и инженерные дисциплины. Однако институт еще остается вузом лесохозяйственного профиля, инженерные специальности в нем совершенно не представлены.
В этот период в Лесном институте значительно изменяется социальный состав студенчества в сторону демократических сословий. Рост революционного и рабочего движения в стране накладывает отпечаток на жизнь института.
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (1803—1836)
Для второй половины XVIII столетия характерно возникновение капиталистических отношений внутри господствующего феодально-крепостнического строя России.
В связи с усиленным развитием земледелия в южных малолесных районах Европейской России актуальное значение приобретает массивное и агромелиоративное лесоразведение.
Экономические условия выдвигают настоятельную потребность в специалистах, обладающих достаточной подготовкой в области лесных наук и практического лесоводства для управления казенными лесами и ведения хозяйства на местах. Между тем, по заявлению министра финансов Васильева, чиновники, назначаемые на должности форстмейстеров (лесничих) и обер-форстмейстеров, не имели необходимых специальных знаний, «потому что в России нет еще… знающих в лесной части людей». Это обстоятельство вынудило записать в Уставе о лесах 1802 г. пункт, которым предписывалось «учредить в надлежащих местах школы для образования и научения людей в лесоводственных науках». Спустя год после утверждения Устава о лесах это требование было впервые осуществлено.