Марк Осипович Косвен

Марк Осипович Косвен

Биографические сведения.

М. О. Косвен – замечательный исследователь, педагог, сыгравший видную роль в становлении и развитии советской этнографической науки. Своими многочисленными трудами по истории первобытного общества, кавказоведению, славяноведению и другим областям этнографии он внёс фундаментальный вклад в отечественную и мировую науку, получив широкую известность, как крупнейший представитель советской этнографической школы.

М. О. Косвен родился 11 января 1885 года в городе Белостоке. По окончании в 1904 году Петербургской гимназии Марк Осипович отравился для продолжения образования во Францию, где в течение двух лет учился на естественном факультете Парижского университета. Затем Косвен поступил на Юридический факультет Петербургского университета. Здесь Марк Осипович, слушая лекции М.М. Ковалевского, впервые обратил внимание на актуальные проблемы истории первобытного общества, которые в дальнейшем занимали одно из главных мест в его этнографических исследованиях.

После окончания в 1909 году Петербургского университета Марк Осипович вступает в число присяжных Петербургской окружной судебной палаты. В годы первой мировой войны Косвен прослужил главным образом в учреждениях Красного Креста. Занимаясь по долгу службы делами военнопленных, Марк Осипович, как юрист, обратил внимание на то, что права военнопленных были недостаточно выяснены и нередко нарушались воюющими государствами. Это побудило М. О. Косвена написать его первую научную работу - «Военнопленные. Очерк по международному и воинскому праву», которая была издана в 1915 году в Петрограде. В 1917 году Главное управление Красного Креста направило М. О. Косвена в Копенгаген на Международный конгресс по делам военнопленных, где он принимал участие в заседаниях в качестве секретаря конгресса. Вернувшись в Россию после Октябрьской революции М .О. Косвен служил в Военно-санитарном ведомстве Красной Армии, а с1921 по 1924 года находился на советской хозяйственной работе.

В 1924 году М. О. Косвен, следуя давнему влечению к этнографическому изучению первобытного общества, переходит на научную работу и в том же году печатает в журнале «Красная новь» (№6 и 7/8) своё первое исследование по первобытной истории - «Происхождение обмена и меры ценности».

М. О. Косвен выступил как новатор, идущий непроторёнными путями. В его работах особую ценность представляют тщательно подобранный материал и разнообразные источники. Это позволяет вникнуть в самую сущность изучаемых обычаев, порядков и институтов.

Научная деятельность М. О. Косвена продолжалась более 40 лет. Он вёл большую исследовательскую работу в ряде центральных научных учреждений-Институте истории РАНИОН (1924-1929), Институте истории Коммунистической академии (1929-1931), Институте К. Маркса-Ф. Энгельса (1929-1931), Институте народов Советского Востока (1930-1932), Институте народов Севера (1932-1934), Московском отделении Государственной Академии истории материальной культуры (1934-1936), Отделе этнографии «Большой Советской Энциклопедии» (1936-1946) и других. Более 22 лет Марк Осипович проработал в Институте этнографии АН СССР (с февраля 1943 по июнь 1965 года).

Наряду с работой в научно-исследовательских учреждениях М. О. Косвен вёл преподавательскую работу. В 1927 году он впервые вступил на кафедру Московского университета в качестве доцента, а с 1934 по 1954 года продолжал свою педагогическую деятельность в качестве профессора. Можно с уверенностью сказать, что он был одним из самых популярных и любимых профессоров исторического факультета Московского университета. Под его непосредственным руководством было подготовлено свыше 20 кандидатов и докторов наук.

М. О. Косвен был также выдающимся популяризатором этнографической науки. Ему принадлежат сотни этнографических статей в первом и втором изданиях «Большой Советской Энциклопедии». Значительное число энциклопедических статей по отделу этнографии им было отредактировано и отрецензировано. Со времени основания в 1926 году журнала «Советская этнография» М. О. Косвен являлся его постоянным ведущим сотрудником, а с 1946 по 1959 года и членом редколлегии.

М. О. Косвен оставил огромное и ценное научное наследство. Сосредоточив свои исследования главным образом на узловых проблемах истории первобытного общества, он развил и углубил теорию матриархата, раскрыл ряд новых форм и путей перехода человечества от материнского к отцовскому роду, значительно уточнил представления о развитии в первобытном обществе семейно-брачных отношений и систем родства. Марк Осипович всесторонне изучал древнюю структуру общества. Большое внимание он уделял вопросам периодизации первобытной истории, взаимоотношению семейной и сельской общины, соотношению рода и племени, военной демократии, древним религиозным верованиям и начальным формам власти, преступлению и наказанию в первобытном обществе. В своих исследованиях М. О. Косвен особо остановился на таких архаических обычаях и институтах, как авункулат, аталычество, обычай возвращения женщины в родной дом, «крёстный отец» и другие, вскрыв их первоначальный смысл.

М. О. Косвен использовал этнографические материалы, относящиеся к народам почти всех стран мира. Особенно широко он привлекал материалы по славянским народам и горским народам Северного Кавказа.

В 1931 году М. О. Косвен совершил экспедицию поездку на Кавказ, и с этого момента кавказская тематика стала занимать в работах Марка Осиповича ведущее место. На протяжении 14 лет ( 1943-1957) он возглавлял сектор народов Кавказа института этнографии АН СССР. Марк Осипович продолжил традиции русского кавказоведения, в частности, направление, заложенное М. М. Ковалевским. В истории советского кавказоведения М. О. Косвен впервые поставил и осветил на материалах народов Кавказа такие вопросы, как дуальная организация, патронимия, родоплеменная структура, аталычество, куначество и другие. Специальное исследование М. О. Косвен посвятил истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. М. О. Косвен был организатором общесоюзных совещаний этнографов-кавказоведов; до 1957 года руководил подготовкой к изданию двух кавказских томов в серии «Народы мира», организовывал издания других коллективных трудов.

Перу М. О. Косвена принадлежит более 400 научных работ. Важнейшие его труды неоднократно переиздавались в СССР, а также выходили на иностранных языках в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Вьетнаме, Китае, Японии.

Таким образом, можно сказать, что его основные труды прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой этнографической науки.

Теперь я хотела бы предложить вашему вниманию краткое изложение основных положений работ М. О. Косвена. Надо отметить, что тематика научных работ М. О. Косвена весьма разнообразна, но, главным образом, он занимался проблемами первобытной истории.

О периодизации первобытной истории.

М. О. Косвен отмечает важность периодизации первобытной истории, которую предложил Л. Г. Морган в «Древнем обществе». Однако он считает, что необходимо учитывать вновь накопленный материал, поэтому он предлагает материал для дискуссии по этому вопросу.

Общие основы периодизации первобытной истории он видит в следующем виде.

I. Эпоха первобытного стада.

II. Эпоха родового строя.

1. Период матриархата.

2. период патриархата.

Как говорит сам Марк Осипович, в основе этой периодизации лежат материалистические основания. При этом переход от одного этапа к другому определяется развитием производительных сил в целом.

Далее в работе следует краткая характеристика данных выше этапов.

I. Так как этнография не знает, и не знала людей стада, поэтому все предложения это лишь гипотезы.

М. О. Косвен считает законной гипотезу начального промискуитета.

Однако опровергает гипотезу кровнородственной семьи. Он считает, что о разделении труда в эту эпоху не приходиться говорить. Разделение труда в то время, по его мнению, имело лишь физическое основание.

II. М. О. Косвен считает, что первобытное человечество перешло от стадного состояния к родовому строю непосредственно. Поэтому деление на эпохи матриархата и патриархата, по его мнению, вполне обоснованно. По поводу хронологии, он высказывает точку зрения, что переход от стада к роду совпадает с переходом от неардентальца к Homo sapiens и датируется археологически ориньяко – солютрейской культурой.