Матильда Кшесинская (1872-1971)
Матильда Кшесинская (1872-1971)
(1872-1971)
Звезда русского балета.Первой освоила фуэте,заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу целой плеяде русских танцовщиц-Преображенской,Трефиловой,Павловой,Карсавиной,Спесивцевой.Она была женщиной-легендой,у многих вызывавшей восхищение и страсть.Дожив почти до ста лет,она до последних дней сохранила в своей душе любовь и волю к жизни.
Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом (его сравнивали с самим Паганини),певцом и драматическим актёром.Отец-прекрасным танцовщиком.Мать-актрисой.
В своих воспоминаниях Кшесинская писала: «Я была любимицей отца.Он угадывал во мне влечение к театру,природное дарование и надеялся ,что я поддержу славу его семьи на сцене.С 3-хлетнего возраста я любила танцевать,и отец,чтобы доставить мне удовольствие,возил меня в Большой театр,где давали оперу и балет.Я это просто обожала…»
Никого не удивило ,что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное училище.
На выпускном экзамене в училище в 1890 году почётными гостями была вся царская семья,после состоялся торжественный обед.Александр III усадил Кшесинскую рядом с собой,пожелал ей быть «украшением и славой нашего балета».С другой стороны от Матильды он посадил своего сына Николая,при этом,улыбаясь,сказал: «Смотрите только,не флиртуйте слишком».
Вскоре Кшесинская была зачислена в балетную труппу Императорских театров.Первые спектакли ,первые роли.Кшесинская очень хотела танцевать Эсмеральду,и обратилась с этой просьбой к Марису Петипа.Мэтр ответил ей,что,только испытав страдания любви,можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды,и отказал.
…Однажды Кшесинская с сестрой прогуливалась по городу.Недалеко от Дворцовой площади мимо них проехал в коляске наследник Ники. «Он узнал меня,обернулся и долго смотрел мне вслед.Какая это была неожиданная и счастливая встреча!».А вот запись из дневника великого князя Николая Романова: «Кшесинская мне положительно очень нравится».
Вскоре наследника отправили в кругосветное путешествие,а когда он вернулся осенью 1891 года,стал ухаживать за Матильдой.Ники дарил ей подарки.Первым из них был золотой браслет с крупным сапфиром и 2-мя бриллиантами.Следующим стал прелестный особняк на Английском проспекте,№ 18,построенный великим князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой,с которой он раньше жил.
Кшесинская вспоминала: «…Ники меня поразил.Передо мною сидел не влюблённый в меня ,а какой-то нерешительный ,не понимающий блаженства любви.»
Надо заметить,что этот роман был заранее срежиссирован в царском дворце,была расписана партитура,и наследник,и Кшесинская с удовольствием исполнили приготовленные им роли.Дело в том,что Николай стал вялым и апатичным.Императрица Мария Фёдоровна забеспокоилась:что с ним?Угнетённое состояние его духа даже обсуждали на семейном совете.Советник императора Константин Победоносцев порекомендовал венценосным родителям,чтобы их сын «перебесился до свадьбы»…
По общему мнению,юная Матильда Кшесинская оказалась лучшей кандидатурой.Свести их вместе не составило никакого труда.Для обольщения балерины наследнику выделили большую сумму денег.Аппетиты Кшесинской постоянно возрастали-подарки,лошади,особняк…
Однако у этой любви не было перспектив.Наследник понимал,что для трона тнужен династический брак с особой королевских кровей.К тому же он влюбился в принцессу Алису Гессен-Дармштадскую,и 7 апреля 1894 года была объявлена их помолвка.
« Хотя я знала уже давно,что это неизбежно,что рано или поздно наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе,тем не менее моему горю не было границ»,-вспоминала Кшесинская.
Николай написал письмо своей «дорогой панне»: «Что бы со мною в жизни не случилось,встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».
Кшесинская была в отчаянии. «Что я испытала в день свадьбы Государя ,могут понять лишь те,кто способен действительно любить всею душою и всем своим сердцем и кто искренне верит ,что настоящая,чистая любовь существует.Я пережила невероятные душевные муки»…
Пути Матильды и Николая II разошлись.Но он не забыл о своей бывшей пассии,часто посещал спектакли с её участием .В 1914 году она в последний раз исполнила в присутствии императора свой знаменитый «Русский танец». « Я танцевала отлично,я это чувствовала,а чувство никогда не обманывало меня,и уверена,что должна была произвести на Него хорошее впечатление…»
Все письма Николая к ней Кшесинская хранила в заветной шкатулке.Но во имя безопасности во время революции одна из её преданных подруг сожгла эти письма.Об этом Кшесинская узнала лишь через 10 лет…
«Я многое потеряла-и состояние,и дом,и драгоценности,лишилась счастливой,беззаботной жизни.Но из всего потерянного я ничто не оплакиваю так,как эти письма…Я потеряла самое драгоценное воспоминание ,свято хранившееяся у меня…»
Но это было уже много лет спустя…А вот что писала Ксешинская в 1892 году: «Великий Князь Владимир Александрович любил присутствовать на репетициях.Он заходил в мою уборную посидеть,поболтать.Я ему нравилась,и он шутя говорил,что жалеет о том,что недостаточно молод».
Ещё одно признание Кшесинской: «В моём горе и отчаянии я не осталась одинокой.Великий Князь Сергей Михайлович,с которым я подружилась с того дня,как Наследник его впервые привёз ко мне,остался при мне и поддержал меня.Тем верным другом,каким он показал себя в эти дни,он остался на всю жизнь,и в счастливыегоды,и в дни революций и испытаний.Много лет спустя я узнала,что Ники просил Сергея оберегать меня,когда мне будут нужны его помощь и поддержка».
А «помощь и поддержка» были нужны постоянно.Приглянулась великолепная дача в Стрельне-тут же великий князь Сергей Михайлович купил её на имя балерины.Хлопотливая Кшесинская ,любящая уют,немедля привела дачу в порядок,отменно обставила и даже постороила собственную электростанцию для её освещения,что было большой редкостью в те времена.
Количество поклонников Кшесинской постоянно росло.В список её камер-пажей входили князь Никита Трубецкой,князь Джамбакуриани-Орбелиани,офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман,красавец гусар Николай Скалон и многие другие.
Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя торжественный обед.Присутствовали сплошь великие князья.Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем,кузеном императора.
« Великий Князь Андрей Владимирович произвёл на меня сразу в этот первый вечер,что я с ним познакомилась ,громадное впечатление:он был удивительно красив и очень застенчив,что его вовсе не портило,напротив.Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином,который опрокинулся в мою сторону и облил моё платье.Я не огорчилась тем,что чудное платье погибло,я сразу увидела в этом предзнаменование,что это принесёт мне много счастья в жизни…»
Великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской.С ним она отправилась в Европу.Он был мил,трогателен и ,главное, предан.Может быть, поэтому Матильда Кшесинская Решилась на отчаянный шаг : 18 июня 1902 года родила сына.Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея.
В 1914 году Кшесинская уволилась со службы в Мариинском театре и стала гастролировать по Европе.Когда отмечали её 20-летний сценический юбилей( 13 февраля 1911 года),то вечер превратился в праздник всего русского хореографического искусства.Кшесинскую называли «РОССИЙСКОГО БАЛЕТА ПЕРВОЙ БАЛЕРИНОЙ»и даже «ГЕНЕРАЛИССИМУСОМ РУССКОГО БАЛЕТА».
Весной 1906 года,вернувшись из-за границы,Матильда купила участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказала проект дворца архитектору Александру фон Гогену.Мебель поставил известный фабрикант Мальцер.Люстры,бра,канделябры и всё такое прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа.