Емельян Пугачёв
Емельян Пугачёв
Введение
Эту тему я выбрал потому , что меня интересует история связанная с изучением различных проявлений народного протеста против гнета господствующих классов. Восстания в Древней Руси показывают, что народные низы того времени, при всей отсталости и примитивности их представлений с точки зрения людей более поздних эпох, очень хорошо сознавали тяжесть гнета, исходившего от господ - князей, бояр, ростовщиков, представителей администрации
. Я хочу рассказать о проявлениях народного недовольства во главе с Емельяном Ивановичем Пугачевым.
Четвертая крестьянская война
В 60-70-е годы 18 в. Россия переживала один из переломных этапов своей истории. Отмечен он многими важнейшими явлениями. Именно к этому времени относится кульминация в развитии крепостного права. Элементы новых капиталистических отношений складываются к этому времени в устойчивую систему- уклад. Страна одерживает ряд успехов в развитии хозяйства и культуры, во внешней политике, но дается это ценой народного горя и страданий, прежде всего – дальнейшего обнищания и разорения крестьянства, которое составляло 96 % всего населения России.
Сельское хозяйство развивалось, но очень медленно. Господствующим оставался труд крепостных крестьян ( 46 % сельского населения). Основным орудием труда была соха, плуг внедрялся медленно. Не хватало лошадей и, отсюда, навоза, а плохое удобрение полей имело следствием низкую урожайность, в течение столетия более 30 лет отмечены неурожаями. Дворяне во второй половине 18 в. сильно упрочили свое положение. За время правления Екатерины 2 ( 1762 – 1796 ) они
получили огромное количество земель в центре , на Украине, Поволжье, Предуралье с 800 тыс. крестьян из числа русских и нерусских людей . Помещики увеличивают размеры барщинных
повинностей и оброчных платежей , наживаются на предпринимательстве - их обогащают те же крепостные, трудившиеся на их предприятиях. Более половины крепостных ( 53,7 % ) в последние десятилетия 18 в. сидели на барщине, остальные ( 46,3 % ) - на оброке. Барщина преобладала в Черноземном Центре , к югу от Оки, в Среднем Поволжье с их хорошими землями. Здесь до 90 % крепостных исполняли барщинные повинности, работали на помещика обычно 3-4 дня в неделю, а нередко - до 6 дней. Помимо обязанностей в пользу феодалов, крепостные вносят подати в казну. А они тоже растут непрерывно. По указам 60-х годов крепостных лишают права жаловаться на своих господ. Купля и продажа, дарение и проигрыш в карты крестьян, в одиночку или семьями, вмешательство дворян в их личную жизнь стали обычным явлением. Развитие классовой борьбы в 18 в. отличалось, с одной стороны, усилением классового отпора угнетенных, с другой стороны, ужесточением репрессий господствующего класса. Эти черты нашли наиболее полное выражение в ходе четвертой крестьянской войны. Характерно, что началась она не в Подмосковье, не в юго-западных уездах, как первые три крестьянские войны, а на юго-восточных окраинах. Первоначальный очаг движения смещается все дальше от центра европейской части страны. На этот раз инициаторами выступили казаки. Будучи выходцами из крестьян и дворовых, горожан и работных людей, бурлаков, они испытывали гнет и притеснения со стороны властей и своей казацкой верхушки. Правда, еще сохранялись некоторые остатки былых вольностей и привилегий, но они все больше ограничивались Военной коллегией, царскими генералами и офицерами, которых присылали на Яик (городок). А свои казаки, представители местной старшины делали все, чтобы завоевать доверие императрицы и тем самым получить новые чины, награды, пожалования. Наступление самодержавия на права яицких казаков выражалось в разных формах: атамана стало назначать правительство, Военная коллегия ведала всеми делами Яицкого войска, вмешивалась во все. Власти объявили монополией государства ловлю рыбы и добычу соли. Эти жизненно важные для казачества промыслы брали в 60-е годы на откуп те же старшины ( атаман А. Бородин и другие) , допускали при этом немалые злоупотребления. То же имело место с продажей вина, таможенными пошлинами. Казаки непрерывно жалуются в Петербург. Оттуда шлют одну за другой следственные комиссии, но они становятся на сторону богатых казаков. Правда, в 1767 г. власти за многие вины сместили Бородина, назначили нового атамана - Тамбовцева. Но и он продолжал прежнюю линию. Казаки посылают новых челобитчиков в Военную коллегию.
30 декабря 1771 г. на Яик прибывает комиссия, возглавляет ее генерал-майор Траубенберг, задача которого состояла в том, чтобы привести казаков к послушанию. Начались допросы и аресты. 13 января 1772 г., в ответ на карательные действия Траубенберга ( расстрел из пушек казаков, более 100 были убиты, многие ранены), они поднялись на восстание - разгромили отряд карателей, убили генерала, атамана, других старшин, разгромили дома ненавистных лиц, уничтожили документы следственной комиссии. На следующий день по приговору круга повстанцы назначили других старшин, освободили крепостных казаков, конфисковали деньги, оружие, сено богатых людей, сменили командиров на форпостах по нижнему Яику, назначили туда казаков Восставшие послали в Петербург новую челобитную. Сообщив о происшедшем, они обвинили Траубенберга и старшин в притеснениях. Власти в конце мая выслали в Яицкий городок карателей - войско во главе с генералом Фрейманом. 28 мая восставшие казаки предлагают дать вооруженный отпор Фрейману, потом идти всем казачьим войском к центру страны. Это был план расширения восстания, распространения его на Европейскую Россию, привлечения на свою сторону в первую очередь крепостного крестьянства. Так представляли себе задачи дальнейшего развития движения яицкие повстанцы и их предводители - М.Шигаев, А.Перфильев и другие, будущие сподвижники Е. И. Пугачева, участники крестьянской войны. Осуществить эти замыслы тогда не удалось. К Яицкому городку подошел Фрейман. 3 июня у речки Ембулатовки он заставил отступить повстанческие силы и через 5 дней вступил в Яицкий городок. Опять последовали аресты, расправы - 85 наиболее активных повстанцев наказали и сослали в Сибирь, на остальных наложили огромный, непосильный штраф. Казаки притихли, но не смирились. В Следующем году они снова поднимаются на борьбу, на этот раз под знаменем “хорошего царя “ - императора Петра 3 Федоровича, которого убили дворяне-гвардейцы, возведя на престол в 1762г. Екатерину 2. В простом народе с тех пор стойко держалось представление о Петре 3, как о народном заступнике - при нем ведь были приняты некоторые меры , облегчавшие положение раскольников, монастырских крестьян ( их перевод в государственные крестьяне ). О нем часто вспоминали, надеялись на его возвращение к власти ( ходили слухи, что он не погиб, а спасся, скрывается до поры, до времени ).
Емельян Иванович Пугачев
Многие выдавали себя за покойного императора, возглавляли или пытались возглавить движения против властей и феодалов. Одним из самозванцев, принявшим имя Петра 3, стал Емельян Иванович Пугачев - донской казак, человек неграмотный, но очень сметливый и живой, храбрый и бывалый. Родился он примерно в 1742 г. в станице Зимовейской. Бедность и тяжелый труд в юности, военная служба в армии во время Семилетней войны
( 1756 - 1763 ) и русско-турецкой войны ( 1768 – 1774 ), лишения и наказания, которые он испытал, болезнь и лечение в родной станице, переезды ( Польша, Белоруссия, Украина, Дон, Северный Кавказ, Поволжье ) - все это дало богатый жизненный опыт. За храбрость в сражениях получил награды, младший офицерский чин хорунжего. Наблюдал тяжелую жизнь крестьян, горожан, дворовых и др. В поисках лучшей доли Емельян переходит с места на место. Бежит с Дона на Терек, его арестовывают , и начинаются побеги, новые аресты и новые побеги. В Белоруссии, среди местных раскольников , он слышит вести о восстании на Яике. Перебирается туда, собирается вести казаков на Кубань, но вынашивает и другие планы - слухи и разговоры об “императоре” обращают на себя его внимание. Будучи в конце 1772 г. на Яике, он выдает и себя за “Петра 3”. Снова последовал арест, в январе 1773 г. он оказался в казанской тюрьме. Но 29 мая он бежит из нее, снова направляется на Яик, твердо решает поднять людей на борьбу за свободу, верит, что его поддержит простой народ, который терпит обиды и разорения. Вокруг него собираются первые сторонники , сподвижники, и он провозглашает себя