Дворцы и усадьбы каменного острова
Дворцы и усадьбы каменного острова
ПЛАН
1. Введение
2. Название острова
3. Усадьбы
4. Дворцы на острове
5. Заключение
6. Список использованной литературы
В Санкт-Петербурге насчитывается более сорока островов. Вся центральная часть города состоит из островов, образованных сетью рек и каналов. Невская дельта подверглась изменениям, и постепенно часть островов исчезла. Засыпка отдельных протоков и прокопка каналов прекращали существование одних островов или же приводили к возникновению новых.
Острова Елагин, Крестовский и Каменный расположены в северной части дельты Невы. Из всех островов, на которых раскинулся Санкт-Петербург, только эти три получили называние "Острова" как имя собственное.
С этим названием нерасторжимо связан образ огромного садово-паркового массива. Окруженные с севера и юга городскими кварталами, Острова остались уникальным парковым и архитектурным ансамблем, где памятники зодчества и современные спортивные сооружения раскрываются среди тенистых аллей, матово сияющих прудов и каналов.
Названия и изображения Островов появились на картах дельты Невы задолго до 1703 года, их прошлое корнями уходит в те весьма далекие времена, когда приневские земли были в составе державы Великого Новгорода.
Каменный остров, омываемый Большой, Малой и Средней Невками и рекой Крестовкой, получил свое наименование не позднее XVII века от финского kivi - камень. На шведских картах того периода, когда земли вдоль Невы были отторгнуты от России (1617-1702 гг.), он обозначен как kivi-saari, что русские дословно переводили как Каменный остров. По преданию, название произошло от огромного валуна, каменного массива, возвышавшегося из невских вод напротив южного берега острова.
С самого начала Острова, оказавшиеся вне зоны основной городской застройки, стали местом расположения пригородных усадьб приближенных Петра I. Свой пригородный, парковый характер они сохранили и в дальнейшем. Дворцы, дачи, парковые сооружения создавались лучшими петербургскими зодчими и паркостроителями XVIII - начала XX века. П. Трезини, Дж. Кваренги, Л. Руска, Тома де Томон, А. Воронихин, К. Росси, С. Шустов, В. Стасов, А. Штакеншнейдер, Р. Мельцер, И. Фомин - мастера барокко и классицизма, модерна и неоклассики - создали здесь подлинные шедевры архитектуры, неразрывно связанной с ландшафтом, характером паркового и естественного окружения зданий. В их масштабе учитывались и водные пространства, и взаимосвязи сооружений, и своеобразие подходов к тому или иному памятнику с наиболее выразительной "видовой точки". Ландшафтная архитектура Островов воспринимается в движении, в постепенном переходе от одного здания к другому, в постижении их скрытых взаимосвязей. Может быть, именно поэтому сформировалась та особая художественная атмосфера Островов, которая привлекала на протяжении нескольких поколений архитекторов и живописцев, писателей и поэтов.
Острова - совершенно особый мир внутри города и в то же время неотъемлемая часть его топографии и архитектуры, истории и искусства. Целостность и неповторимость этого замечательного ансамбля обладают непреходящей духовной ценностью.
УСАДЬБЫ
До основания Петербурга на Островах существовали небольшие деревушки, население которых занималось земледелием и рыболовством. Жители селились на южных и юго-восточных территориях, менее всего подверженных опасностям наводнений. Низменные северные и западные пространства Островов были покрыты лесами и болотами.
С историей Каменного острова связаны последние попытки шведов вновь овладеть землями Ингерманландии. Дважды - 12 и 23 июня 1704 года шведский отряд генерала Майделя пытался проникнуть с Каменного острова на левый берег Малой Невки. Шведы выстроили на острове три земляных бастиона: однако под огнем русских войск, которыми командовал первый комендант Петропавловской крепости Р. Брюс, неприятель был вынужден оставить свои укрепления и отойти в сторону Выборга.
Освоение дальних островных территорий стало возможным лишь после перелома в ходе Северной войны 1700-1721 годов, наступившего в результате Полтавской победы, взятия Выборга в 1710 году, освобождения Карелии от шведского владычества. Именно в это время Петр I дарит Острова: Каменный стал собственностью канцлера Г.И. Головкина.
С появлением первых владельцев - членов царской фамилии, влиятельных сановников и вельмож - начинается строительство первых усадеб. До наших дней они не сохранились, а имеющиеся сведения о первом строительном периоде скупы и немногочисленны. Основной источник - фиксационные планы 1714, 1721 и 1737 гг., записи в камер-фурьерских журналах, а также "поденные записки" князя Меншикова. Особое значение имеет "план Кайе", выполненный в 1721 г., который позволяет более определенно судить о реально осуществленных к этому времени работах на Островах.
Первой постройкой на Каменном острове был дворец канцлера Г.И. Головкина, возведенный около 1714 года в западной части острова, напротив выступавшего из невских вод камня, - Ш-образное в плане двухэтажное деревянное сооружение с тремя башенками на главном фасаде. В 1734 году владельцем острова стал сын канцлера А.Г. Головкин; по-видимому, в это время близ восточной стрелки было построено второе усадебное здание - двухэтажный, с высокой "голландской" кровлей дом с примыкавшим к нему садом. Вдоль набережной Малой Невки были проложены первые аллеи. Этот усадебный комплекс зафиксирован на плане 1737 года.
Владелицей Каменного острова в 1746 году стала графиня А.И. Бестужева-Рюмина, жена государственного деятеля елизаветинской эпохи канцлера А.П. Бестужева-Рюмина. В течение десяти лет трудом крепостных из бестужевских вотчин (поселенных на месте, получившем название Старая Деревня), мастеров-паркостроителей, архитекторов на острове была создана великолепная парадная загородная резиденция. Одновременно с ее строительством по заказам Бестужева-Рюмина выполнялась замечательная по своим художественным достоинствам серия гравюр с видами каменноостровской усадьбы по рисункам и при участии гравера петербургской Академии наук М.И. Махаева.
Вместе с сохранившимися планами Островов середины XVIII века, описями имущества канцлера "каменноостровская сюита" Махаева (состоящая из шести гравюр на семи листах) - драгоценный исторический источник, который сохранил для нас первозданный облик бестужевской резиденции.
Загородный дом Бестужева-Рюмина на Каменном острове.
Гравюра по рисунку М. Махаева. 1753
В начале строительных работ на восточной стрелке Каменного острова была подготовлена обширная площадка, предназначенная для нового дворца. Берег Малой Невки на протяжении почти полутора километров был укреплен деревянной набережной. На стрелке построили пристань, возвели земляные бастионы. Вновь выявленный фиксационный план острова 1780 г. позволяет заметить, что система пересекающихся под прямым углом Большого и Малого каналов не была выполнена в натуре: лишь липовые аллеи, ведущие от дворца в западном направлении и вдоль набережных, да эрмитажная аллея, пересекающая остров с юга на север, - вот та часть паркостроительных работ, которая была осуществлена.
Вдоль набережной Малой Невки, к западу от дворца были выстроены оранжереи, решетчатые беседки, гостиный дом, кухня с покоями, "сад красный", "армитаж", биллиардный дом с покоями и залом, зверинец, ряд служебных построек. Они образовали нарядный фасад острова, который запечатлен на гравюре Махаева "Проспект Каменного острова на Малой Невке". Перспектива уходящего в глубину пространства позволила передать своеобразие "барочного фасада" Каменного острова, особенности его планировочной структуры.
Преимущества обычного в загородных усадьбах компактного размещения служебных флигелей и корпусов по периметру двора для Бестужева-Рюмина казались не столь уж важными: последовательно развертывающаяся перед зрителями панорама набережной должна была всячески усиливать, развивать, укреплять впечатление величественности, пышности и богатства резиденции блестящего елизаветинского вельможи.