Два кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Два кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Содержание.
1. Введение. 3
2. Два кризиса русской государственности в XVI‑XVII вв. 5
2.1. Опричнина. _ 5
2.1.1. Династический кризис. _ 5
2.1.2. Образование опричнины. _ 6
2.1.3. Опричный террор. _ 7
2.2. «Смутное» время. 8
2.2.1. Власть накануне «смуты». _ 8
2.2.2. Народное недовольство. 10
2.2.3. Лжедмитрий I. _ 11
2.2.4. Восстание Ивана Болотникова. 13
2.2.5. Лжедмитрий II. _ 14
2.2.6. Дворцовый переворот. _ 14
2.2.7. Первое земское ополчение. _ 16
2.2.8. Второе земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского. 16
2.2.9. Избрание нового царя. _ 18
3. Заключение. 19
4. Список литературы. 20
1. Введение.
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III Василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В Восточной Европе возникло огромное Российское государство. Это было единое централизованное государство, все города и земли которого подчинялись великому московскому князю.
Бывшие удельные князья стали боярами великого князя. Они вошли в состав Боярской думы – сословного органа княжеско-боярской аристократии. Боярская дума ограничивала власть великого князя. Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики князь решал вместе с ней. В правительственных указах так и писали: «Великий князь приказал, и бояре приговорили».
Но в стране оставались значительные следы феодальной раздробленности. Потомки удельных князей, их называли бояре-княжата, сохранили свои земельные владения. В своих вотчинах они чувствовали себя полновластными правителями, имели дружины, устанавливали свои порядки и не всегда выполняли указания Москвы. Правительство вело напряженную борьбу с сепаратизмом бояр-княжат за укрепление центральной власти. Эта внутренняя борьба осложнялась непрерывными войнами с соседними государствами.
Перед смертью, в 1533 году, Василий III завещал московский престол трехлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими, которые проводили политику укрепления централизованной власти. После смерти княгини Елены в 1538 году власть захватили противники централизации власти – князья Шуйские, вскоре их оттеснили князья Бельские, в 1543 году к власти пришли бояре Воронцовы, затем снова Шуйские. Эти дворцовые перевороты оставили болезненный след в сознании малолетнего Ивана IV, на его глазах происходили сцены своеволия, насилия и убийства. Боярские наместники беззастенчиво грабили население, взимали большие подати. В ряде мест вспыхнули народные восстания.
В 1546 году власть опять вернулась к Глинским во главе с бабкой Ивана IV княгиней Анной. И в январе 1547 года семнадцатилетний Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Кремля, где, в присутствии дворцовой знати и иностранных послов, впервые в истории России был совершен обряд коронации и провозглашение самодержавного царя. В феврале 1547 года Иван IV женился на Анастасии, дочери московского боярина Романа Юрьевича Захарина и по русскому обычаю мог самостоятельно управлять страной.
Молодого царя захватили смелые проекты реформ, но он по-своему понимал их цели и предназначение. Сложившиеся в его голове идеальные представления о божественном происхождении и неограниченном характере царской власти, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивающим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью, воспринималась им как досадная несправедливость.
Он устранил от управления Глинских и других бояр, злоупотреблявших властью, и приблизил к себе родственников жены бояр Захарьиных-Романовых. Иван IV сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой, в состав которого вошли некоторые дворяне и старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы, руководителем стал любимец царя дворянин Алексей Адашев. Новое правительство проводило политику централизации государства, стремясь примирить интересы всех бояр, дворян и духовенства.
Знать не желала мириться с покушениями на прерогативы Боярской думы. Попытки Ивана править единодержавно, с помощью нескольких своих родственников, вызвали повсеместное негодование. Попытка отстранить от дел вождей аристократической думы углубила конфликт. Все понимали, что могущество княжеско-боярской знати зиждется на их земельных богатствах, поэтому по указу царя руководители приказов приступили к разработке уложения о княжеских вотчинах, утвержденного в думе 15 января 1562 года, по которому княжатам воспрещалось продавать и менять старинные родовые земли. Выморочные княжеские владения, которые раньше доставались монастырям, теперь были исключительной собственностью казны. Приговор четко определил круг семей, на которые распространялось действие нового закона. В этот круг входили некоторые удельные фамилии и вся суздальская знать (князья суздальские и Шуйские, ярославские, ростовские, стародубские).
Изменения в структуре феодального класса, перестройка системы управления – все это способствовало нарождению российского самодержавия. В своих политических оценках Иван следовал таким правилам, что только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Эта политика не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны отменой кормлений и других привелегий, а дворяне тем, что не получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами во внешней политике. В 1560 году умерла жена Ивана IV. Враги Избранной рады пустили слух, что царицу отравили Адашев, и придворный священник Сильвестр. Царь в припадке отчаянья поверил слухам и разогнал Избранную раду. Сильвестра сослал в Соловецкий монастырь, Адашева – в прибалтийский город Юрьев, где он вскоре умер, «великие» бояре, помогавшие реформаторам, оказались отстраненными от власти.
2. Два кризиса русской государственности в XVI‑XVII вв.
2.1. Опричнина.
2.1.1. Династический кризис.
С наступлением зимы 1564 года царь Иван IV стал готовиться к отъезду из Москвы. Он посещал столичные церкви и усердно молился в них. К великому недовольству церковных властей, он велел забрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую «святость». В воскресенье 3 декабря, царь, после службы в Успенском соборе, простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных повозок, под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи.
Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Оттуда в начале января он известил митрополита и думу о своем отречении от престола, объясняя это раздором со знатью и боярами.
Пока члены думы и епископы собирались на митрополичьем дворе и выслушивали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении царя. В прокламации к горожанам Грозный говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу изменниками-боярами. Среди членов Боярской думы были противники Грозного, пользовавшиеся огромным влиянием. Но никто из них из-за общего негодования на «изменников» ни осмелился поднять голос. Толпа на дворцовой площади увеличивалась час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои, представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от рук сильных» и готовы сами расправиться со всеми государевыми изменниками.
Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Ивана IV, но была вынуждена обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре приехали в слободу, но Грозный допустил к себе только духовных лиц и заявил, что его решение окончательно. Но потом «уступил» их слезным молениям и допустил к себе руководителей думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством, как ему будет угодно.