Донецкий край в древности

Донецкий край в древности

Древние стоянки свидетельствуют, что человек начал обживать Донецкий край очень давно, еще до появления ледника. Ручное рубило, найденное вблизи Амвросиевки, было обтесано десятки тысяч лет назад.

Двухкилометровая толща льда, протянув-шаяся от Британских островов до Оби, приблизилась к Донецкому кряжу и широкими выступами опустилась по Днепру и Дону. Пышные кипарисы и пальмы уступили место тундре с карликовыми березами и ивами, с мхами и клюквой по болотам. Вымерзли или ушли на юг оби­татели субтропиков. Им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, север-ные олени, пещерные медведи, зубры. Останки этих животных найдены на Северском Донце, вблизи Константиновки, Дружковки, Горловки, Артемовска, Мариуполя и в других районах. Племена охотников жили в пещерах, одевались в звериные шкуры, согревались у костра.

40—15 тысяч лет назад сложился тип современного человека. Он умел изготавливать кремневые наконечники, скребла, резцы, костяные наконечники копий, иглы, гарпуны с зубцами, шилья, иголки, изобрел копьеметалку. Это позволило запасать пищу впрок и подолгу жить на одном месте. Просторные хижины из шкур, натянутых на остов костей, были пристанищем целого рода. Одна из таких стоянок древнекаменного века раскопана в 6 километрах от Амвросиевки, в верховьях Казенной балки. Обнаружены следы стоянок возле сел Богородичного, Пришиба, Татьяновки Донецкой области,города Луганска, сел Колесниковки и Веселой Горы Луганской области. Вместе с остатками костров, крем­невыми и костяными изделиями сохранились каменные фигурки женщин — отзвук матриархата.

МАРИУНОЛЬСКИЙ МОГИЛЬНИК ОХОТНИКОВ ЗА КАБАНАМИ

(III тысячелетие до н. э.)

Обнаружен в 1930 г. при строительстве завода «Азов-сталь» в устье р. Кальмиус. 122 погребения с укра­шениями и орудиями труда. В одном из женских захо­ронений знак родовой власти (формой общественной организации в эпоху неолита был материнский родовой строй).

В экспозиции — пластинки из клыков дикого каба­на, нашивавшиеся на одежду, костяные бусы, монисто из раковин моллюсков и зубов животных, кремневые ножи. Эти предметы земного обихода клались в моги­лу, поскольку люди неолита верили в загробную жизнь и представляли ее себе по образцу земной. Красная ох­ра, которой засыпали умерших, должна была заменить кровь, огонь и солнце в загробном мире.

В могильнике отсутствуют признаки имущественно­го неравенства. Производство сохраняло общинный ха­рактер.

После таяния ледников (14—12 тысяч лет назад) климат здеш­них мест приблизился к современному. В лесах и степях, изрезан­ных речками, появились кабаны, быки, волки, лисицы, лошади. Охота уже не требовала, как прежде, больших групп людей. С изо­бретением лука и стрел она стала одной из нормальных отраслей труда. Важное значение приобрела и рыбная ловля. Остатки поселений охотников и рыболовов тех времен обнаружены вдоль Северского Донца, Дернула, Бахмутки, Волчьей.

В конце VI тысячелетия до н.э. человек научился шлифовать, пилить и сверлить камень. К прежним орудиям труда прибавились топоры, молотки, мотыги. От охоты и собирания растительной пищи люди стали переходить к разведению скота и выращиванию растений.

Усложнение хозяйства, рост населения, запрет брачных отно­шений между родами неминуемо вели к образованию племени во главе с советом родовых вождей. В Донецком и Луганском краеведческих музеях выставлены предметы из стоянок Север­ского Донца, Кальмиуса, Крынки — шлифованные клино-видные топорики, наконечники стрел и метательных копей, ножи, черепки глиняной посуды — свидетельства той поры.

На побережье Азов­ского моря найдены каменная зернотерка и костяной топор (село Юрьевка), кремневый топор (Белосарайская коса), кремневые мотыги и серп (Мариуполь).

Приазовские степи с их богатым разнотравьем были особенно благоприятны для разведения скота. Полученных продуктов жи­вотноводства местным племенам хватало не только для себя, но и для обмена — на хлеб, изделия из меди и бронзы. Бронзовые топоры, кинжалы, украшения выделывались на месте (о чем сви­детельствуют раскопки меднорудных разработок близ Артемовска, Лисичанска, Краматорска), а также привозились с Кавказа и Средиземноморья.

Широкое применение бронзовых орудий труда (II тыс.до н.э.) способствовало повышению продуктивности животноводства и на основе обмена — росту богатства скотоводческих пле-мен. Проис­ходит отделение скотоводства от земледелия — первое крупное общественное раз-деление труда.

Племена, населявшие Придонцовье и Приазовье, вели оседлый образ жизни. Ведущая роль в хозяйстве перешла к мужчине: он ухаживал за скотом, пахал землю, занимался ремеслом. Домашняя работа женщины утратила свое былое значение. Из родовой семьи выделилась парная, матриархат сменился патриархатом.

Коренные жители нашего края, занимавшие обширные про­странства от Азовского мори до верховьев Айдара, были связаны с соседними племенами, жившими в среднем течении Дона и Дне­пра. Их сближали не только родственные узы, общность языка, но и экономические отношения. Они входили в состав этнической группы, которая дала начало славянским племенам. Остатки многочисленных поселений и могильников с неопровержимостью свиде-тельствуют о сравнительно высоком уровне общественного, хозяйственного и культурного развития местных скотоводов, зем­ледельцев, гончаров, ткачей, бронзолитейщиков.

Начало первого тысячелетия до н.э. связано с новым этапом в развитии человечества — производством железа. Общедоступное и дешевое, оно быстро вытеснило бронзу и камень, открыло новые возможности для развития пашенного земледелия и ремесла, осо­бенно кузнечного и оружейного. Это, в свою очередь, усилило об­мен между племенами, неравномерность в накоплении богатств, имущественное неравенство, чему в немалой степени содейство­вали участившиеся войны. Богатства все больше сосредоточи­вались в руках родоплеменной знати, общество разделилось на богатых и бедных, началась эксплуатация человека человеком. Первобытно-общинный строй с его общей собственностью, коллек­тивным трудом и уравнительным распределением сменился клас­совым обществом.

С развитием земледелия и скотоводства, в частности коневод­ства, на большой территории от Черного моря до степей Средней Азии усилилось разделение племен на земледельцев и кочевников-скотоводов. Огромные массы людей пришли в движение.

Своим степным раздольем, проточной водой, сочными травами кочевников манило Приазовье.

Первыми из кочевых племен, из­вестных нам по имени, были киммерийцы. Они пришли сюда в Х веке до н.э. из-за Дона, кочевали близ Кальмиуса и Северского Донца и оставили на их берегах богатые бронзовые клады

В VII веке до н.э. их потеснили сильные и воинственные племена скифов. Сопровождая огромные стада скота, верховые та­бунщики пять веков кочевали по донецкой земле. Шестиколесные войлочные кибитки, медленно передвигаемые волами, служили жильем для многих поколений скотоводов. Общест-венным строем скифов была военная демократия. Од­нако власть и имущество все болыие сосредоточивались в руках вождей.

Раскопанные вблизи Мариуполя, станции Яма Донецкой области, сел Каменки, Городища Луганской области и в других местах большие скифские курганы поражают роскошью погребального инвентаря. В IV веке до н.э. территория края вхо­дила в состав скифского царства Атея.

Во II веке до н.э. в донецкие степи вторглись сарматские пле­мена, пришедшие из Заволжья. У них еще сохранились остатки матриархата, о чем свидетельствуют мате-риалы из погребений бо­гатой сарматки в кургане у села Новоивановки Амвросиевского района. Сарматы стремились не только расширить пастбища, но и захватить у более богатых скифов рабов, дорогую посуду, ткани. Продвижение в глубь степей облегчалось тем, что здешнее на­селение в значительной части было кочевым. Многие скифы оста­лись на месте и, вероятно, смешались с сарматами, близкими по языку.