Гибель Титаника. Уроки трагедии
Гибель Титаника. Уроки трагедии
План.
"Голубая Лента" или у истоков 1
Технические новшества 1
Безопасность, доходящая до "непотопляемости" 1
Капитан . 3
"Если бы" и "могло не быть" 3
Когда играл регтайм . 8
Утро понедельника 15 апреля . 9
Послесловие 10
Дневник . 11
Литература 17
Голубая Лента" или у истоков
Фактически, создание "Титаника" или какого-либо другого, но подобного ему судна, не является для того времени чем-то неожиданным. Этому событию есть несколько объяснений. Прежде всего, это совершенствование технологий вследствие развития технического прогресса. Появляются новые передовые методы производства, позволяющие изготовлять товары с более низкими затратами как материальных, так и физических средств. Время создания "Титаника" относится к началу теперь уже уходящего XX века, началу эры индустриализации производства.
Вторым и самым главным фактором к созданию этого шедевра инженерной мысли, послужила самая обыкновенная нажива. "Титаник" для его создателей и владельцев представлялся способом извлечения прибыли, рекламы и власти. Символический приз, - "Голубая лента Атлантики", награждались суда, быстрее своих предшественников пересекшие Атлантический океан из Англии в Соединенные Штаты. Он был учрежден компанией "Кунард" в 1840 году. Этот приз был не только престижным, но также и выгодным. Компания-обладатель "Ленты" получала контракт на перевозку дипломатической и гражданской почты, а в месте с тем и стабильный доход от него. Надо помнить о том, что любая корреспонденция через океан в Новый Свет в то время доставлялась исключительно морем, авиация тогда только зарождалась.
Технические новшества
Прогрессивные веяния морской технологии были продемонстрированы на борту "Титаника". Он был оснащен многоступенчатой реактивной паровой турбиной низкого давления системы Парсонса наряду с двумя четырехцилиндровыми паровыми поршневыми двигателями инвертированного типа с тройным расширением. В котельных помещениях судна было установлено 29 паровых котлов - каждый весом в 100 тонн, которые разогревались жаром 159 топок. Угольные печи разогревали воду в котлах, чтобы получить пар. Затем пар подавался на поршневые двигатели. Как только пар попадал в один из четырех цилиндров двигателя, вырабатывалось необходимое усилие для вращения одного из гребных винтов. Лишний или потерянный пар конденсировался в испарителях и полученная вода могла быть возвращена в котлы для повторного нагревания. Изменение количества пара, поданного на двигатели управляло скоростью судна. Дым от топок и выхлопы двигателей выбрасывались через три первых трубы. Четвертая труба была фальшивой и использовалась для вентиляции. Многие энтузиасты "Титаника" любят указывать на ошибки в фильмах и на художественных изображениях корабля, когда из четвертой трубы идет дым.
На "Титанике" вообще все было совершенно и современно. Свет на борту судна погас только в тот момент, когда оно заняло практически вертикальное положение и многие его электроагрегаты просто свалились со своих мест под собственной тяжестью. Но они работали уже будучи залитыми водой!
Безопасность, доходящая до "непотопляемости"
"Титаник" был оснащен шестнадцатью спасательными шлюпками, длиной около 10 метров (33 фута), которые были укреплены на новых шлюпбалках Уэлина (Welin) двойного действия. Это чудовищное несоответствие числа пассажиров и экипажа корабля с имеющимися местами в спасательных шлюпках должно было быть ясно сразу: учитывая число мест в одной из таких шлюпок, а оно равно 76, несложно вычислить, что для спасения всех людей с "Титаника" потребуется по меньшей мере 48 шлюпок, а не как не 16. Правда на борту имелись еще складные шлюпки системы Энгельхардта в количестве 4х штук с 50 посадочными местами в каждой, но это никак не могло изменить сложившегося положения на борту во время катастрофы. Это самое страшная недоработка проекта такого огромного судна - нет места в спасательных шлюпках для спасения всех. Кто-то обязательно должен был погибнуть, что и случиться чуть позднее.
Но этому ужасному катастрофическому факту есть свое объяснение. "Титаник" был снабжен спасательными средствами согласно действовавшим в те годы нормам обеспечения безопасности. Согласно британским правилам, каждое судно валовой регистровой вместимостью свыше 10 тысяч тонн должно было иметь на борту 16 шлюпок общим объемом 156 кубических метров и такое количество плотов и плавучих приборов, которое соответствует 75 процентам объема спасательных шлюпок. Для "Титаника" объем спасательных средств должен был составить, таким образом, 274 кубических метра, что было достаточно для размещения 962 человек. Фактически шлюпки могли вместить лишь 30 процентов общего количества людей, на которое был рассчитан лайнер.
Но вернемся к конструктивным особенностям лайнера. Он был разделен на 16 отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми перегородками. Водонепроницаемые двери, разделяющие отсеки, могли быть активизированы вручную, либо системой, следящей за повышением уровня воды на палубе, или электромагнитом, которым можно было управлять с ходового мостика. В нормальном состоянии через обмотку электромагнита протекал ток и он удерживал двери в открытом (поднятом) состоянии. Как только на ходовом мостике щелкали рубильником, электромагниты отключались и двери автоматически "падали", перекрывая таким образом проходы между отсеками.
Помимо всего прочего, "Титаник" был оснащен самой современной для того времени системой обнаружения пожара, в которую входил детектор дыма, разработанный в том же 1912 году. Прямо под ходовым мостиком на палубе "Д" находился пост пожарной команды. На нем круглосуточно находился пожарный или, во всяком случае, он был не далее 2х метров от этого поста. На потолочной переборке этого отсека был установлен герметический стеклянный кожух, под который были выведены маленькие трубки от вторичных противопожарных постов, расположенных в разных местах судна. Всасывающая система тянула воздух под этот стеклянный кожух. Под ним находилась нить фольги, которая вибрировала под действием воздушных потоков и давала знать наблюдателю, что всасывающая система активизирована. Если дым появлялся в помещении, в котором находилась входная (всасывающая) вторичная трубка, то он немедленно засасывался под стеклянный кожух и принимал форму небольшого шарика, похожего на комочек шерсти. Главный пожарный мог позвонить по телефону дежурному по палубе на соответствующий вторичный пост пожаротушения и попросить его проверить и определить причину задымления или загорания. Гидранты и пожарные шланги располагались на судне по специально разработанному стратегическому плану.
2ого апреля 1912, самое большое судно из когда-либо существовавших до этого времени в мире, вышло из Белфаста на ходовые испытания в море, а уже 10ого числа корабль вышел в свое первое роковое плавание, ставшее для него последним.
Капитан
Капитаном нового лайнера был назначен один из ветеранов британского торгового флота - Эдвард Джон Смит. Ему было уже шестьдесят с небольшим лет, из которых он верой и правдой 30 прослужил компании "Уайт Стар".
С 1887 года Смит был капитаном таких известных лайнеров фирмы, как "Рипаблик", "Британик", "Маджестик", "Балтик", "Адриатик" и "Олимпик". Интересно, что капитан Смит никогда не был очевидцем никаких аварий и катастроф на судах, которыми управлял. Совсем недавно он благополучно провел через Атлантику судно-близнеца "Олимпика" и первый рейс "Титаника" должен был стать последним в его послужном списке, так как всеми уважаемый капитан собирался удалиться после этого на покой. Некоторые пассажиры плавали только на тех судах компании "Уайт Стар", которыми управлял капитан Смит.