Василий Васильевич Кандинский
Василий Васильевич Кандинский
Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дошли до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Новации Брака И Пикассо довели до логического завершения другие художники. Если Леже и Делоне подошли к самому порогу абстракционного искусства, то в произведениях Василия Кандинского, Казимира Малевича и Питера Мондриана язык живописи становится последовательно беспредметным, безобразным и бесформенным. Кандинский заканчивает юридический факультет, его ожидает университетская карьера, но он неожиданно покидает Россию и переезжает в Мюнхен (1896) для изучения искусства в Акадении. В своих первых произведениях он подражает колориту фовистов. Потрясённый красотой собственной картинй, случайно поставленной набок, он заключил, что может полностью отказаться от изображения реальных предметов. Кандинский даёт теоритическое обоснование результатов своих экспериментов в исследовании, названном «О духовном в искусстве» (1910), в котором утверждает, что главная цель искусства заключается в выражении внутреннего мира художника. К этой позиции присоединяются ещё трое немецких живописцев – экспрессионистов – Франц Марк, Август Макке и Пауль Клее, -- основавших в Мюнхене вместе с Кандинским группу «Синий всадник». Убеждённые в том, что современное ощество обречено, так как погрязло в алчности и материализме, они искали спасение в мире чистого воображения. Вера Кандинского в то, что с помощью цвета, формы, линии можно стимулировать ощущения, во многом исходит из теорий философа Рудольфа Штейнера, также работающего в Мюнхене. Кандинский считал, что цвета сопоставимы со звуками.В этой связи он дал «музыкальные» назкания двум своим живописным циклам – «Композиции» и «Импровизации», -- которые подчёркивали их беспредметное содержание.
В картинах русских художников также очевидна тенденция уйти от предметного мира абстракцию. Выставки парижских авангардистов имели здесь большой успех, и многие коллекционеры – интузиасты начали преобретать произведения Пикассо, Матисса и других. Их картины подталкнули и многих русских художников обратиться к абстрактной живописи.
В России после революции 1917года установился новый режим, откровенно враждебный буржуазным ценностям капиталистического Запада. Это наглядно выразилось в поддержке, которую Советское гос-во оказывало современному искусству. Василий Кандинский ( в 1910 году создавший свою первую абстрактную акварель) и Казимир Малевич, две ключевые фигуры в абстрактной живописи в довоенный период, были назначени : Кандинский – преподавателем высшего художественно-технической мастерской в Москве, а Малевич – руководителем Института художественной культуры в Петрограде.Оба продолжали свои поиски в сфере абстрактной живописи. Когда идеалистический угар победившей революции уступает место более прозаическим потребностям индустриасизации и экономических реформ, абстрактному искусству начинают предпочитать реализм, в большей степени соответствующий требованиям государственной пропоганды. И кандинский вынужден был уехать из России и поселиться в Германии, где его идеи стимулировали новые, принципиальные направления.
Кандинский, уехав из России преподавал в Баухаузе.
Русло эволюций стилей, идущее от символизма и стиля модерн, привело к появлению уникального метода абстрактной живописи, основоположником был В. Кандинский, практически не имевший прямых последователей. Творчество Кандинского равным образом принадлежит как русскому, так и немецкому авангарду. Абстракционизм Кандинского постепенно освобождается от реальных форм. Во второй половине 20-х годов интерес к абстракционизму снижается. В ряде стран с авторитарными и тоталитарными режимами это течение подвергается гонениями и запрету.