Археология, как способ познания мира на примере городища Аркаим
Археология, как способ познания мира на примере городища Аркаим
План.
1.Введение.
2.Особенности науки археологии.
2.1.Сущность науки археологии.
2.2.Разновидности науки археологии.
3.Особенности памятника Аркаим.
3.1.История открытия Аркаима.
3.2.Внешний вид и возможное предназначение Аркаима.
3.3.”Мифы” об Аркаиме.
1. Введение.
Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным археологическим памятникам. Она исследует отдельные древние предметы орудия труда, сосуды, оружие, украшения и целые комплексы поселения, клады, могильники, открываемые археологическими раскопками. На основании этих данных учёные восстанавливают историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками. Археология оформилась как наука к началу двадцатого века до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность. Разделы археологии выделяются по эпохам каменный век, бронзовый век и т.д., иногда по странам и культурно-историческим областям, по этническим признакам славяно-русская археология и другие. При обработке материалов археологи применяют такие методы как типологический, трассеологический, картографический и другие. Цель реферата: показать особенности науки археологии как способ познания прошлого. В соответствии с поставленной целью реферата решались следующие задачи: 1.раскрыть её сущность, рассмотреть разновидности; 2.рассмотреть особенности археологического памятника Аркаим: проанализировать историю открытия, изучить на основании литературы внешний вид и, его возможное предназначение, проанализировать “Мифы” об Аркаиме. Для раскрытия этих вопросов нами использовались преимущественно материалы из Интернета, а также из статьи уральских историков.
2.Особенности науки археологии.
2.1.Сущность археологии.
АРХЕОЛОГИЯ - изучение прошлого человечества по материальным свидетельствам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Курс археологии во многих университетах Британии изучается на исторических факультетах; в других же существуют самостоятельные факультеты археологии. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве случаев включен в программу антропологических факультетов. Специалисты по античной археологии порой рассматривают свою специальность как отрасль науки о классических древностях или истории искусств. Однако среди археологов широко распространен и взгляд на археологию как на самостоятельную дисциплину, испытывающую стимулирующее воздействие других наук, но обладающую собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями. Это мнение развивали, прежде всего, представители так называемой «новой археологии» 1960-х годов, и оно до сих пор остается позицией достаточно влиятельного меньшинства. Некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств.
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования: исторические источники, труды по географии, зоологии, ботанике, климатологии, а также сказки и легенды, связанные с этим местом. Затем они отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда и при естественном размыве почвы. Есть, правда, и памятники археологии известные издавна, но их не так много.
Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шуровку, т. е. проведение небольших земляных работ. Шуровка и полученный при этом материал позволяют иногда установить толщину (глубину) и насыщенность так называемого культурного слоя (слой земли, в котором встречаются остатки деятельности человека).
Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, кельтские памятники в Англии, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне, русла древних каналов в Средней Азии. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты портовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря. Погребенные под землей крепостные рвы, стены укреплений, дворцов и других сооружений обнаруживают методом электроразведки.
По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи. Каждый такой слой, он называется шток, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают памятник на участки (раскопы), стороны которых обычно ориентируются по сторонам света. В ходе работы, когда выявляются те или иные архитектурные и вещевые остатки, к имеющемуся раскопу прирезаются новые участки. На больших по площади памятниках, таких, как Помпеи, Херсонес, Ольвия, закладывались несколько раскопов, которые постепенно сливались в один, общий, открывающий зачастую огромные участки города, городища или большого некрополя.
Собранный во время раскопов материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают. Для сохранения открытых археологических объектов их либо закрепляют, либо реставрируют, но иногда и вновь закапывают для сохранения и изучения в будущем.
Исследование некрополя имеет свою специфику. Тщательно расчищенные костяки и сопровождающий его материал, состоящий из оружия, орудий труда, мебели, посуды, ювелирных изделий, после внимательного изучения, фотографирования, составления чертежей и схем отправляются в лабораторию для реставрации и очистки. Часто в лабораторию отправляют и череп для антропологического восстановления скульптурного портрета. Методика восстановления по черепу и костям подлинного портрета давно умершего человека была разработана археологом-антропологом профессором М. М. Герасимовым. Благодаря этому методу мы имеем возможность видеть подлинные портреты Ивана Грозного и Андрея Боголюбского.
Каждый найденный предмет археологи тщательно описывают; составляют они и описание всех сторон жизни и деятельности людей той эпохи, к которой относится памятник.
В своей работе археологи все чаще используют методы, применяемые в естественных различных науках, расшифровывая с их помощью информацию, заключенную в самых разнообразных материалах, и воссоздавая, таким образом, картину жизни древнего человека, экономику и технологию древности. Широко применяют археологи и разнообразные физические, химические и даже математические анализы, такие, например, как дендрохронология, когда по годичным кольцам дерева можно с большой точностью производить датировку деревянных сооружений или предметов. Применяют они и метод датировки с использованием распада радиоактивного углерода С-14 (изотопа углерода с атомным весом 14), метод так называемых ленточных глин, с помощью которого устанавливается время отступания ледников.
2.2.Разновидности науки археологии.
Как правило, археолог сосредоточивается на более или менее ограниченной тематике – по той простой причине, что сама эта наука слишком обширна и достичь одинаковой квалификации во всех ее областях практически невозможно. Результатом такой специализации явилось формирование нескольких отраслей археологии. Прежде всего, различают первобытную (доисторическую) археологию и археологию исторического периода.
Первобытная археология. Доисторической условно именуют эпоху, предшествующую появлению письменности. Археологи, однако, прилагают это понятие и к обществам, которые обладают письменностью, до настоящего времени не расшифрованной. В соответствии с этим принципом племена майя классической эпохи, обитавшие на востоке Мезоамерики, прежде причисляли к доисторическим, но после осуществленной в последние два десятилетия 20 в. успешной дешифровки системы их письма относят к историческому периоду. Вслед за прочтением в 19 в. клинописи и египетских иероглифов был дешифрован целый ряд древних систем письма, и создавшие их народы перешли в категорию исторических.