Каким я вижу Петра I
Каким я вижу Петра I
Каким я вижу Петра I
Реферат по истории
ученицы 7«А» класса
лицея №35
Фамилия Имя
Калининград 2010
Содержание:
1.Особенности воспитания и формирования личности Петра I
2.Как царь воспитывал и образовывал себя?
3.Петровские реформы и их роль в преобразовании России в XVII в.
3.1.Административные реформы
3.2.Военная реформа
3.3.Экономические реформы
3.4.Финансовая реформа
3.5.Церковная реформа
3.6.Реформы в области образования и науки
4.Как я оцениваю личность Петра I
Будущий Петр Великий родился в 1672 году в многодетной семье второго русского царя из династии Романовых Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева.
1.Особенности воспитания и формирования личности Петра I
Ранняя смерть отца Алексея Михайловича в 1676 году сильно повлияла на становление личности будущего императора. Тому еще не исполнилось и четырех лет. Будь жив отец, Петр наверняка получил бы такое же великолепное образование, как его старший брат Федор. До смерти царя Алексея Петр жил баловнем в царской семье, окруженный любовью и нежностью своих родителей. Царь Федор был крестным отцом своего маленького брата и, как говорят, очень его любил. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его учении. Лет пяти Петра начали обучать грамоте. Царь Федор сам выбрал ему учителя (дьяка Никиту Зотова), и Петр с ним выучил азбуку и склады и прошел первый круг учебного чтения (Часослов, Псалтырь, Деяния и Евангелие). С ним же, вероятно, начал Петр и писать. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которою знакомились уже старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучать грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого «грамматичного учения» умер царь Федор, и произошла смута 1682 года. Потому Петр остался без образования. Между ним и его матерью, с одной стороны, и сестрой Софьей и Милославскими (родственниками первой жены Алексея Михайловича), с другой, произошел открытый разрыв. Бывшие в Москве киевские ученые все пользовались покровительством Софьи и казались ее приятелями и приверженцами. Поэтому мать царица Наталья не имела склонности допускать их к Петру и не учила его. А Софья, в свою очередь, не имела желания заботиться об образовании нелюбимого брата, и Петр оставался в известном смысле неучем.
Это было одним из последствий тяжелой смуты 1682 г. Были еще и другие. Когда Федор умер, престол должен был наследовать брат Иван Алексеевич, но поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт. Во время этого мятежа Петр своими глазами видел гибель родных и близких, поневоле смотрел на их мучения и кровь, переживал за свою мать и за себя. Целое лето жил он в страхе стрелецких насилий. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись на его психическом здоровье и мировоззрении.
Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. И в этом смысле он также вышел неблаговоспитанным человеком, неучем. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками.
Жизнь маленького царя Петра в подмосковных потешных селах сложилась своеобразно. Царский двор и сад граничили с крестьянским селом. Это были условия обычной боярской усадьбы, и Петр рос в потешных селах, как простой дворянин. В своих играх он собрал кругом себя не только детей бояр и дворян, но и дворовых и крестьянских ребятишек; из царских хором он легко выбегал на двор, на село и в окрестные поля и рощи. Петр рос на просторе подмосковной деревни, поэтому его детские забавы приобрели особый характер. Мальчик рано начал играть в войну не только в хоромах, но и на поле. На берегу Я узы (у с. Преображенского) он построил себе «потешную» крепость (Пресбург) и около нее собрал целую дружину «потешных» воинов.
Многое в характере и в жизни молодого царя вызывало осуждение окружающих. Осуждали его необразованность и невоспитанность , пристрастие Петра к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере.
Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства Петр остался без правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические. Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи. Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу — Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 года Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.
2.Как царь воспитывал и образовывал себя.
Понемногу из «потешных» полков образовались у Петра полки настоящие, положившие впоследствии начало нашей гвардии. Полевая забава Петра развилась на просторе полей, а потому получила широкие размеры и серьезное значение. Петр понемногу уразумел серьезную сторону военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству. Разумеется, ему пришлось начать эту науку, так сказать, с азбуки и по доброй воле засесть за арифметику и геометрию.
Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.
Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством .
3.Петровские реформы и их роль в преобразовании России в XVII в.
Петр Первый вошел в историю Государства Российского как величайший реформатор. Преобразования, проводимые им, коснулись всех сторон жизни огромного государства и охватили все направления внутренней и внешней политики