Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.
Научная деятельность проявляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее государственное регулирование осуществляется на основе определенной законодательной базы.
Органы, определяющие приоритетные направления развития науки
Министерство науки и образования определяет приоритетные направления развития науки и техники; организует работы в области разрешения важнейших научно-технических проблем; осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию при формировании государственной научно-технической политики; утверждает номенклатуру специальностей научных работников; координирует работы по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о присвоении научным организациям статуса государственных научных центров и т.д.
Министерство также осуществляет государственную аккредитацию научных организаций по представлению органов исполнительной власти. При осуществлении своих функций министерство взаимодействует с Украинской академией наук, отраслевыми академиями, другими научными сообществами.
Научная организация
Научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Это научно-исследовательские организации; научные организации вузов; опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.
Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполнительной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.
Центральное место в системе научных организаций принадлежит академии наук. Она является высшим научным учреждением и представляет собой самоуправляемую организацию, действующую на основе законодательства и собственного устава.
Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образовательных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дисциплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной работе привлекаются студенты.
Система управления в НИО и ВУЗах
В настоящее время существуют самые разнообразные организации, которые занимаются научными исследованиями й которые можно отнести к разряду НИО.
Исходя из существующих типов научно-исследовательских работ, все НИО можно классифицировать как организации, осуществлящие:
· фундаментальнне исследования;
· прикладнне исследования;
· разработку й внедрение новой техники.
При этом академические институты й высшие учебные заведення должны работать на прикладные отраслевые институты. Однако такая схема несколько устарела, так как вузи й институтн Академии наук часто занимаются и прикладними исследованиями, а прикладные отраслевые институты нередко ведут фундаментальные исследования.
Во всякой НИО, как в учреждении, есть директор (ректор) и его заместители, которые решают вопросы руководства всей работы, используя для этого различные отделенния аппарата управления службы, часть из которых - чисто бюрократические.
Как во всяком учреждений, в НИО имеются отдел кадров, бухгалтерия, плановий отдел, канцелярия, обеспечивать всем необходимнм выполнение научной работы, - это отдел материально-технического снабжения, отдел оборудования, отдел контрольно-измерительных приборов, отдел стандартизации, информационный отдел (ОНТИ), патентно-лицензионный отдел, отдел внедрения, издательский отдел, отдел техники безопасности, пожарная служба, охрана и т.д. И конечно же, современная НИО должна иметь что-то производственное - опытний завод или опытное производство, конструкторское бюро.
Однако главное место в структуро НИО занимает научное подразделение, деятельность которого в совокупности с другими и определяет лицо всей организации в целом. Это подразделение ,в разных НИО называется по-разному - лаборатория, отдел, сектор. Чаще всего - это лаборатория.
Такая лаборатория представляет собой, во всяком случае должна представлять, при наличии нормального микроклимата, единий научный коллектив. А в идеальном варианте - единую научную школу в идейно-научном и мировоззренческом смысле. К тому же существуют чисто формальные признаки лабораторий - это наличие приказа об ее создании, наличие штатного расписания, фонда зарплаты, место в общей структуры НИО, сметы доходов й расходов, выход на связь с директором как связующим звеном между лабораториями й т.д. Обычно лаборатория НИО в своем составе имеет 40-60 человек. но иногда 200 человек й даже более, особенно там, где используется громоздкое научное оборудование типа линейного ускорителя, синхрофазотрона.
В каждой НИО имеется ни один десяток лабораторий, отделов, секторов, но их количество определяется в первую очередь разрядом (классом), к которому данная организация относится.
Основной научной еденицей вуза является кафедра, при которой могут существовать проблемные й отраслевые лаборатории. Всего в Харьковском университете имеется более 90 кафедр, отличающихся друг от друга местом, занимаемым в организационной структуре университета, количеством сотрудников и их квалификацией, величиной занимаемой площади, важностью й обьемом НИР.
Если говорить о лабораториях, как о научннх подразделениях НИО, то их можно разделить на основные й вспомогательные.
Основные - это те лаборатории, которые дают "на гора" научную продукцию, то есть все то, что выходит за стены НИО как результат ее деятельности. Они, в первую очередь, отвечают за выполнение плановой научной тематики, записанной за лабораторией. В таком случае одна из основних лабораторый является главной. Обычно в планах НИО за лабораторией записано от одной до трех тем. Конечно, в идеале - когда имеется одна тема.
При выполнении научной тематики НИО осуществляет определенные отношения:
внутренние - теме присваиваетоя номер или шифр, назначаются научннй руководитель й исполнители темы,
внешние - наличие постановлений выщестоящих органов, догово- ров с заказниками й субподрядчиками, планов внедрения, которые, в свою очередь, должны утверждаться отраслью, Министерством образо вания Украини, Президиумом АН Украйни, КНТП Украйни или Кабинетом Министров соответственно.
Вспомогательныее лаборатории - это те, которые обеспечивают работу основних лабораторий в получении научных результатов.