Исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста
Исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста
Исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента. 6
1.2. Характеристика испытуемых. 7
1.3. Содержание методики исследования значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста. 8
Глава 2. Особенности значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.1. Исследование состояния фонетико-фонематических функций. 22
2.2. Особенности состояния лексико-грамматического строя речи. 29
2.3. Особенности развития связной речи. 32
Заключение. 37
Список использованной литературы 40
Введение
Актуальность исследования. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе.
Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые, выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.
Проблема нарушений письменной речи у детей - одна из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов, в связи с нарушениями чтения или письма, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
Значительная распространенность рассматриваемых отклонений во многом объясняется неудовлетворительным состоянием практики их преодоления, и профилактики данных нарушений, и тех теоретических представлений, на которые она опирается.
Основная задача специалиста состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи в старшем дошкольном возрасте, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Сформированные речевые компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.
Гипотеза исследования: У некоторых дошкольников имеются нарушения состояния фонетико-фонематических функций, особенности лексико-грамматического строя речи, особенности развития связной речи. Несформированность этих процессов является предпосылками нарушения письма у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить специальную литературу по проблемам исследования.
2. Подобрать методику диагностики значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить количественный и качественный анализ проделанной работы.
Объект исследования – речевые функции у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - состояние значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования были использованы следующие методы (по Б.Г.Ананьеву):
ü теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;
ü эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
ü интерпретационные методы;
ü количественный и качественный анализ полученных данных.
Глава 1. Исследование значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
Целью данного исследования является оптимальный подбор методик позволяющих выявитьособенностизначимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу по данной теме.
2.Разработать методику исследования уровня сформированности значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
3.Определить уровень значимых для овладения письмом речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать и сравнить результаты, полученные в ходе проведения исследования путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методы исследования:
В процессе исследования применялись следующие методы:
¾ теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;
¾ эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
¾ интерпретационные методы;
¾ количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Исследование проводилось в Государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 36 Кировского района города Санкт-Петербурга, в исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста, которые составили экспериментальную группу.
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную группу. Изучались анамнезы, истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики. Анализировались результаты логопедического обследования детей из экспериментальной группы. Проводились консультации с врачом, педагогами с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей, составивших экспериментальную группу.
На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально в процессе специально организованных занятий, продолжительностью тридцать минут каждое. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.
На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.
1.2. Характеристика испытуемых
В состав контрольной группы вошло 25 детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития в возрасте от 6 до 7 лет. Все дети по медицинским показаниям практически здоровы. Психические и психофизиологические показатели данных детей находятся в норме.
Клиническая характеристика детей показала, что:
По данным медицинских карт у детей экспериментальной группы нарушений слуховой и зрительной функций нет. Один ребенок состоит на учете у невропатолога, два ребенка на учёте у дерматолога.
Дети имеют I группу здоровья.
В ходе изучения анамнеза было обнаружено, что у 3 детей до 1 года наблюдались различные инфекционные заболевания (краснуха, оспа, стафилокок). У большинства детей отмечались различные заболевания в раннем возрасте (ОРЗ, частые простудные заболевания, ферментная недостаточность).