О духовности по существу
О духовности по существу
В.Ю. Емельянов
О духовности по существу.
В книге подробно рассматриваются понятие духовности, состояние духовного процесса в обществе, антропологические проблемы, связанные с развитием духовности.
Ключевая категория анализа – принцип «высшей целесообразности», на основе которого исследуются теоретические системы духовности, отраженные в религиях, идеологиях, общественной морали.
Рекомендуется для философов, ученых, государственных, политических и общественных деятелей. Представляет интерес для широких кругов читателей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблема духовности возникает в условиях становления любого общества. В наше время понятие «духовность» рассматривается исследователями гораздо шире, чем «религиозность», так как духовный мир человека способен формироваться и в рамках светской системы.
Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимого во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Мало того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, свойственные действительно демократическому обществу (которое планируется в России), являются основой, средой для создания и сохранения духовности. Синтез этих знаний дает более объемную картину мира, нежели только одна какая-то их часть.
В современном обществе существуют различные философские концепции духовности человека. Ведущее место в их выявлении и изучении принадлежит философско-антропологическому анализу, который предполагает познание природы, сущности и перспектив развития человека с учетом естественно-научного и социального знаний о нем. При этом внимание концентрируется и на эпистемологическом, и на аксиологическом аспектах концепции духовности человека.
Философское осмысление антропологических проблем духовности предполагает комплексное изучение надличностных (трансцендентных) структур сознания и сознательной активности личности в постижении «высших» смыслов человеческого бытия. Духовный мир человека «пронизан» вечными ценностями его существования – ценностями истины, добра, красоты, любви и т.д.
Философия через изучение духовности как иерархии регулирующих и организующих смыслов воздействует на процессы самоорганизации культурного пространства, придавая им целенаправленный характер.
Особенно это важно в тяжелой и во многом драматической ситуации мирового сообщества в связи с экономическим кризисом, за которым виден кризис духовности. В России кризис духовных оснований жизни проявляется очень трагично – это проблема «потерянного поколения» и отсутствие социальной защищенности; это разрушение системы ценностей общества, – отсюда отсутствие нравственных ориентиров поведения.
Без философского осмысления духовности и ее проблем невозможно определить, какие культурные нормы, образцы, модели поведения, приоритеты развития могут быть предложены в качестве ориентиров человеческой деятельности, чтобы и дальнейшее становление человека как творческого существа, определяющего судьбу мира, шло по верному пути.
По выражению известного мыслителя Бертрана Рассела (1872–1970), философия представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно». И действительно, такой феномен как «духовность» еще не входит в сферу науки, а является предметом критически-рефлексивного размышления философов. Он исследуется многими авторами, но так и не получил четкой определенности и однозначной трактовки.
Несмотря на определенные достижения в рассматриваемой области, следует признать, что базовые модели модификации духовности человека в условиях информационного общества недостаточно осмыслены в философско-антропологическом аспекте. Между тем, в них, как правило, рассматривается та или иная сторона изменяющейся природы человека, но не обсуждаются пути интегративного синтеза знаний, полученных в данной области, и значимость гуманитарной экспертизы предполагаемых изменений человека.
По выражению известного мыслителя Бертрана Рассела (1872 – 1970), философия представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно». И действительно, такой феномен как «духовность» еще не входит в сферу науки, а является предметом критически-рефлексивного размышления философов. Он исследуется многими авторами, но так и не получил четкой определенности и однозначной трактовки.
Во все времена философы разных стран анализировали в своих научных трактатах и текстах явления подобные духовности. Так, Декарт писал о мудрости, Сенека – об усилии по самоопределению, Кант – о сверхъестественном внутреннем усилии, В.Франк – об экзистенциале, С.Франк – о «трансцендировании во-внутрь и трансцендировании во-вне» и др.
С середины ХХ века исследователи начинают работать над выявлением и систематизацией всех возможных представлений о феномене духовности.
В советский период ленинградские авторы в сборнике статей «Духовное становление человека» высказывают и рассматривают ряд интересных и значимых для данного исследования идей:
– о тесной взаимосвязи духовности и культуры;
– о равнозначности физического, социального и духовного миров;
– о способности человека к самовыражению и самовоспитанию;
– о способности человека создавать свой мир; и др.
(М.Н.Зеленецкий, Э.В.Соколов, С.С.Батенин, А.А.Бочкарева, Ю.Г.Зинченко и др.)
В это же время Б.Н.Кочерга и Е.Г.Яковлев ставят задачу выделения системообразующего свойства индивидуальности как целостности и духовных доминант исторического развития и мировоззренческих систем.
Ряд важных направлений в изучении феномена предлагают исследования конца ХХ столетия. Так, о необходимости соотнесения духовности с субъективной реальностью пишет Н.Ю.Шишова, о способности духовности к «дополнению» культуры – С.Н.Семенов, О.Н.Ежов, И.Я.Лойфман, Н.К.Антропова и К.Н.Любутин. Размышляют о влиянии духовности на развитие человека и отношение к нему общества. На связанную с духовностью необходимость нравственно-ценностного освоения мира указывают А.Зимбули, В.А.Панпурин, С.М.Поздяева, а на способность духовности определять массовое сознание – В.И.Плотников и С.В.Франц.
Такие авторы как Л.А.Мясникова, Д.В.Пивоваров и Л.А.Шумихина изначально соотносят феномен духовности с трансцендентным, религиозным основанием.
Не отрицая изначально религиозных оснований феномена, мы, тем не менее, считаем более важным на данном этапе истории продолжить исследование в ракурсе аксиологическом, как стремления к высшей целесообразности. Целесообразности в рамках культуры, которая становится системообразующим мировоззренческим фактором современности. Поэтому наше исследование проведено в области концепции духовности как стремления человека к высшей целесообразности. Такое представление нашло отражение в работах молодых ученых, участников всероссийской научной конференции «Духовные ценности в науке, культуре, образовании» проходившей на базе ЯрГУ им. П.Г.Демидова в октябре 2009 [23].
Кроме того, в силу многообразия существующих сегодня определений духовности возникает потребность очертить предметное поле феномена, которое поможет приблизиться к его целостному пониманию, а через это по-новому осмыслить антропологические основания бытия, увидеть внутреннюю логику культурно-исторического процесса и векторов его изменчивости с позиций духовных изменений и преобразований.
Проблемное поле исследования диссертации – мировая культура в процессе ее временного становления и, в частности, русская, традиционно уделявшая духовной проблематике большое внимание.
Духовное общество, отрицающее материальные ценности и бездуховные способы производства и бытия в целом, в настоящее время находится в стадии проектирования. Сегодня проблема духовного общества активно обсуждается как в мировой, так и в отечественной литературе.
Место и роль человека в становящемся обществе стремительно изменяется. В ткань устоявшихся представлений о технократическом развитии общества включаются идеи, ориентированные на духовность человека. Кроме того, сугубо техницисткие идеалы потеснились идеями синергизма, глобализма и самоактуализации личности.