Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны.
Сборник статей
(Шарапов С.А.)
Ошибка или панацея?
Как показывает многовековой опыт в оздоровлении экономической ситуации зарубежных стран, свободные экономические зоны сыграли в основном на положительный результат. В России не мало тех, кто поет им оды во славу, есть и такие, кто нещадно критикует. А как обстоят дела в странах, где они активно действуют, и нужны ли России свободные экономические зоны? Что препятствует успеху уже действующих российских особых экономических зон? Кто может быть участником СЭЗ, и каким должен быть порядок их регистрации и деятельности? Об этом и многом другом, касающемся плюсов и минусов свободных экономических зон в этой книге.
Часть I
Так уж устроен мир, что человечество должно беспрестанно развиваться, идти вперед, придумывать нечто новое или усовершенствовать уже имеющееся. Для чего создавались свободные экономические зоны? Почему они получили такое широкое распространение?
Глава 1
История возникновения особых экономических зон
Первая документально известная свободная зона была провозглашена в 166 году до нашей эры властями греческого государства с целью содействия торговле на острове Делос. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Остров Делос стал первой зоной свободной торговли и на протяжении почти столетия играл заметную роль в торговле между Западом и Востоком в качестве посредника.
Несмотря на это, началом первого этапа в развитии свободных экономических зон следует считать середину XIV века, когда в 1547 г. городом свободной торговли был объявлен г. Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами.
В целях противостояния жесткому таможенному режиму, сложности таможенных процедур и высоким пошлинам, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко». Территория «порто-франко» отделяется от остальной территории города специальной таможенной границей. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами было свободным, т.е. без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места.
На смену «порто-франко» приходят «свободные гавани» или «свободные порты». В отличие от своих предшественников на территории «свободного порта» не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, потребление ими товаров, не оплаченных пошлиной. При ввозе товаров из «свободных портов» внутрь страны, таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус «свободных портов» получают Гамбург, старые Ганзейские города - Любек и Данциг, такие известные порты, как Генуя и Марсель, а также российские - Одесса, Владивосток, Батуми.
Этот вид зон свободных портов не утратил своей актуальности и по сей день. В настоящее время, по некоторым данным, в мире действует более 400 небольших «свободных портов», служащих для транзита, складирования товаров и торговли.
Для конца XIX в. и начала XX в. характерны существенные открытия в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях многих регионов мира. Наряду с этим углубляется международное разделение труда, растет вывоз капитала. Внешнеэкономические связи охватывают не только торговлю, но и другие сферы деятельности. Эти условия предопределили начало второго этапа в развитии свободных экономических зон.
На этом этапе в поисках средств вывода из экономического кризиса отдельных территорий и отраслей был использован опыт функционирования «свободных портов». Основателями новой концепции свободных экономических зон были англичане П. Халл и Г. Хаув, а также американец С. Бутлер. Особенность разработанной ими концепции заключалась в том, что в этих зонах заинтересованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот:
- сужалась регламентация их деятельности со стороны государственных органов;
- разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством, например, возможность оперировать любой валютой, иметь деловые отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др.
Такие меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности.
Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельности в этих образованиях. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разрешена обработка товаров, их производство, основываются специальные производства. Это обусловило создание новых рабочих мест, обеспечило занятость населения и увеличение прибыли. Впоследствии на их основе возникают «свободные экспортно-производственные зоны», предпринимательская деятельность в которых ориентирована на развитие экспортного потенциала и расширение производства товаров на экспорт.
Третий этап в развитии особых зон начинается во второй половине XX века и характеризуется очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых государств в результате антиколониальной борьбы.
На этом этапе широкое распространение получили «свободные экспортно-производственные зоны», но с новым характером их организации и функционирования. Начало этому этапу положила Ирландия, создавшая такую зону в районе аэропорта Шеннон в 1959 году на основе использования национального научно-технического потенциала. С тех пор новый тип 'свободных экспортно-производственных зон' добился весьма крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающихся странах.
Отличительная черта этих зон состоит в том, что на основе использования льготного правового и валютно-финансового режима в рамках этих зон обеспечивается развитие экспортоориентированных производств, привлекая для этого местные (государственные, региональные, частные) и иностранные ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций, выручку от экспорта промышленной продукции, передовую технику и технологию.
К началу 90-х годов XX в. число СЭПЗ нового типа, зарегистрированных в 120 странах мира, возросло до 300 (2, с. 11).
Высокие темпы развития научно технического прогресса обусловили выделение в самостоятельную группу научно-внедренческие зоны, что предопределило появление в специальной литературе новых терминов: научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы и т.п.
Этот период характеризуется также расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик ряда стран, что неизбежно сопровождается соответствующим развитием товарно-кредитных отношений, растущей взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. Возникает потребность в квалифицированном обслуживании и стимулировании этих процессов. В связи с этим появляются новые специализированные виды зон: « свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические», «оффшорные» зоны.
Четвертым этапом можно назвать начало 80-х годов XX века, когда к процессам использования идеи свободных экономических зон присоединились постсоциалистические страны Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Югославия, а также Азия - Китай и Вьетнам.
Анализ эволюции свободных экономических зон позволяет сделать вывод о том, что в своем развитии они прошли несколько этапов, причем каждый последующий из них характеризовался задачей расширения границ и форм международного сотрудничества, усложнением решаемых проблем и механизма хозяйствования.
Глава 2
Цели создания свободных экономических зон
Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.