РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

РЕФОРМЫПЕТРАВЕЛИКОГО

ПЛАН

Введение

1. Внешняя политика и реформы Петра Великого

2. Влияние Северной войны на реформы

3. Общий план реформ

4. Военная реформа

4.1. Московское войско перед реформой

4.2. Формировка регулярной армии

4.3. Балтийский флот

4.4. Значение военной реформы

5. Реформы органов власти и управления

6. Табель о рангах

7. Церковная реформа

8. Заключение. Значение реформ Петра Великого

ВВЕДЕНИЕ

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он Почти не знал мира, весь свой век он воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Петру достались от его предшественников две задачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась за пределами Русского государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения.

Разрешение этих задач до Петра было только начато. Вторая задача, территориальная, еще до него приводила Московское государство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с крымскими татарами, т. е. Турцией. Петр, начиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него создавшееся. В начале царствования он также обратил все свои усилия и народные силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей задачей исправление и ограждение южной границы государственной территории. Для этого надо было укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. На Азовском море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе переменились. В северной и средней Европе после Тридцатилетней войны в международных отношениях главенствовала маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложилось особенно на государства, близкие к Балтийскому морю, — на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали себе третьего союзника в Московии, которая считала себя обобранной после Кардисского мира 1661 г., не возвратившего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра повернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, направленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу, а Санкт-Петербургу. Таким образом, задача исправления южной границы была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.

2. ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ

Самое глубокое значение Полтавской победы сказалось не на внешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередь стало гражданское правление. Обер-инспектор ратушного правления предупреждал Петра, что война приблизила народ к конечному разорению и необходимо ослабить взыскание накопившихся недоимок, от которого идет «превеликий всенародный вопль». До этого момента все управление было направлено к целям войны и превратилось в генеральный штаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить только два законодательных акта устроительного характера: указы 30 января 1699 г. — о восстановлении земских учреждений и 18 декабря 1708 г. — о разделении государства на губернии. Петр не получил такого политического воспитания, чтобы «превеликий всенародный вопль» от взыскания недоимок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менее чувствительные соображения побуждали его обратить внимание на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к пониманию нужд народа, но стал более чутким к условиям своего международного положения. Победы при Лесной и под Полтавой показали, что главное дело было сделано, регулярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту и другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уровне и даже приподнимать по возможности. Полтава выводила Петра на большую европейскую дорогу, грозившую новыми расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступала новым международным могуществом, следовательно, приобретала врагов во всех старых друзьях. Военный и дипломатический престиж надобно было дорого оплачивать

. Между тем источники государственных доходов истощались, накапливались многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспектор ратушного правления, грозил, что при строгом их взыскании многие плательщики скоро совсем выбьются из сил. Через пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать только за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали приход и расход за 1705—1707 гг. и открыли, что ежегодными доходами казна покрывала только 4Д своих расходов, 2/з которых шло на армию и флот. Весь этот дефицит раскладывался на плательщиков в виде дополнительного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых источников казенного дохода. Их можно было найти только путем лучшего устроения народного труда и государственного хозяйства. Подобный поворот и отмечен в сборнике материалов по истории Северной войны, который редактировал сам Петр. В этот период очень заметен подъем законодательной деятельности. С 1700 по 1709 г, включительно было издано более 500 актов, а в следующее десятилетие их число дошло до 1238, и почти столько же их напечатано за одно пятилетие 1720—1725. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко второй, послеполтавской половине его царствования. Война превратила его из корабельного мастера и войскового организатора в многостороннего преобразователя.

3. ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, Навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два ряда мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и новосозданного флота, а другие — на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители, подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающее его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.

Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом об-140